Специальные коллекции и международные пакты – все для того, чтобы спасти планету
С егодня проблемы экологии волнуют всех – от производителей до потребителей. Согласно данным исследования, которое провела онлайн-платформа Save on Energy, ежемесячно в поисковиках на тему экологии делается 284 000 запросов от пользователей из 20 европейских стран. В лидерах – запросы по темам sustainability (198 120) и «возобновляемая энергия» (50 890). Среди самых озабоченных этим вопросом стран – Нидерланды, Великобритания, Австрия, Швеция и Германия.
Такой интерес означает, что экологическая проблематика перестала быть чем-то абстрактным, далеким и прочно вошла в нашу жизнь, в нашу повседневность. И в этом контексте показательно, что производители товаров массового потребления, в частности одежды и обуви, активно включились в экологическое движение. Представители модной индустрии жертвуют деньги на спасение океана, выпускают одежду из переработанных материалов, строят «чистые» фабрики, на которых стараются минимизировать опасные выбросы в атмосферу и экономить воду и электричество.

Вот лишь несколько свежих примеров экоактивностей брендов. Дом Prada создал образовательную программу для школ, направленную на борьбу с загрязнением океанов. Итальянский Дом Gucci сотрудничает с фондом The Lion’s Share Fund, цель которого – собрать более $100 млн в течение ближайших пяти лет для защиты этого вида животных. Бренд Bally борется за сохранение гор, среди прочего финансируя очистку Гималаев от мусора в рамках фонда Bally Peak Outlook Foundation. Итальянский бренд мужской одежды Boggi Milano создает брюки и рубашки из экоматериала Tencel, изготовленного на базе волокон эвкалиптового дерева. Обувная компания Geox при производстве моделей использует полиэстер, полученный из пластиковых бутылок.
Этой осенью бренд Lacoste вместе National Geographic выпустил капсульную коллекцию с анималистичными принтами. Вещи выполнены из переработанного полиэстера и органического хлопка. Nike представил зимнюю коллекцию одежды и обуви ACG Holiday 2020 из переработанных материалов, посвятив капсулу национальному парку Smith Rock, что в штате Орегон. У Levi’s появилась линия пуховиков из пластиковых бутылок.

У Herno в этом сезоне расширяется коллекция Herno Globe, в которой есть пальто и куртки из переработанной шерсти, из кукурузного биоматериала и из переработанного пуха от старых одеял. «Устойчивое развитие сегодня является ключевым моментом трансформации и для модного бизнеса. И мы считаем, что вместе с развитием экопроектов идет культурный и профессиональный рост, это касается как производителей, так и потребителей. Выбор экоидеологии определяет конец быстрой моды в пользу взвешенности и качества», – говорит Клаудио Маренци, генеральный директор Herno.
Среди российских компаний экопроизводителей пока немного, но ситуация постепенно меняется и на отечественном рынке. Один из первопроходцев – дизайнер Вика Газинская. В этом году она запустила новый экобренд Vika 2.0. В первой коллекции представлены платья из переработанного денима, юбки из экокожи, хлопковые брюки и др.

«Для меня понятие sustainability – это жизнь в гармонии с Землей. Бренд Vika Gazinskaya с самого начала заявил о принципе «свободы от жестокости» (cruelty free). Мы никогда не использовали меха и натуральной кожи в своих коллекциях, – – рассказала Вика Газинская в интервью «Как потратить». – И я рада, что сегодня многие всемирно известные марки следуют этому принципу. И те, кто отстаивает права животных, уже не воспринимаются маргинальным меньшинством. На мой вгляд, это чрезвычайно важные перемены. Я хочу делать одежду и аксессуары – обувь, сумки, головные уборы, при создании которых ни одно животное не пострадало!».
Еще один российский первопроходец – марка LetHed. «Мне и моей команде надоело говорить об экологии и разумном потреблении, мы решили действовать! Я была шокирована тем, как нерационально мы используем те материальные блага, которые уже имеем. Поэтому создала бренд одежды LetHed – настоящий российский sustainable-бренд одежды из recycle-материалов, – рассказывает автор проекта Анна Коломоец. – В нашей первой коллекции представлены вещи из recycled-полиэстера (он производится из пластиковых бутылок, которые повторно перерабатываются). Пластиковые бутылки переплавляются, из них получается пластиковая гранула, из которой потом путем нагревания получается пряжа, а затем из этой пряжи мы изготавливаем ткань. Она по свойствам очень мягкая, эластичная и гибкая. Но это не чистый полиэстер, а примесь этой полиэстеровой нити в хлопковой основе. Производит материал для нас пока зарубежная фабрика, так как в России, к сожалению, нет необходимых технических условий».

Таким образом, можно смело утверждать, что мысли о защите планеты сегодня стали человеческой и профессиональной нормой, своеобразным этическим откатом, вызванным последствиями гиперпотребления и перепроизводства.
Более того, в последнее время из разрозненных инициатив экодвижение превращается в консолидированный процесс. В конце 2018 года была подписана Хартия модной индустрии для борьбы с изменениями климата, составленная Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК).
Главная цель инициативы – достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году! Среди подписантов – Adidas, Esprit, Guess, Gap, H&M, Levi Strauss & Co., а также Burberry, Hugo Boss, Mango и другие – всего несколько десятков компаний. Компании продолжат сокращать выбросы в атмосферу, защищать экосистемы, снижать производство пластика. «Это соглашение – отличное доказательство того, что индустрия моды готова работать совместно над предотвращением изменения климата. Это пример обязательств, таких необходимых в этом секторе ввиду масштабов проблемы», – считает Беатрис Байо, директор по социальной корпоративной ответственности Mango.

В начале 2020 года к хартии присоединилась группа Fast Retailing, которой принадлежит бренд Uniqlo. «Мы рассматриваем экологическую и социальную ответственность как основу своей деятельности и реализуем меры по расширению бизнеса с одновременным снижением влияния на окружающую среду», – отметил Юкихиро Нитта, старший вице-президент по вопросам устойчивого развития Fast Retailing.
В свою очередь шведский гигант H&M подчеркивает, как важна для него борьба за чистоту производства и как важно делать это в компании с другими «гигантами». «Индустрия моды больше не может существовать как раньше, и мы считаем, что единственное решение – перейти от линейной модели производства к цикличной», – говорит Карл-Йохан Перссон, генеральный директор H&M Group.

Вслед за хартией последовал экопакт: в 2019 году бренды подписали Fashion Pact, который инициировал Франсуа-Анри Пино, президент Kering Group, от имени французского президента Эммануэля Макрона. Среди участников и H&M, и группа Inditex, и Adidas. Но также очень много представителей luxury-сегмента – члены группы Kering (Gucci, Saint Laurent, Alexander McQueen и др.), а также Chanel, Ermenegildo Zegna, Giorgio Armani, Hermes, Moncler, Geox, Prada Group, Ralph Lauren, Salvatore Ferragamo.
Соглашение Fashion Pact подписано по следам саммита G7, состоявшегося в августе 2019 года в Биаррице. «Это беспрецедентный проект, подписанный самыми важными представителями моды и роскоши, которые хотят вместе построить лучшее будущее, – комментирует Джильдо Дзенья, гендиректор группы компаний Ermenegildo Zegna. – Объединив силы, мы сможем достичь замечательных результатов». Согласно установкам Fashion Pact, компании будут консолидированно продолжать сокращать выбросы в атмосферу, защищать экосистемы, снижать производство пластика.

«Общие цели и совместные ресурсы должны помочь всем компаниям, подписавшим пакт, – а это десятки компаний – продвинуться на новый уровень, – рассуждает Ирина Куликова, эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Company. – В то же время, насколько в реальности данный пакт сможет поменять будущее модной индустрии, пока неясно. Да, с одной стороны, часть подписантов уже сегодня предпринимает соответствующие действия. Но с другой – огромный процент выбросов в окружающую среду не связан непосредственно с модными домами, а находится в сфере влияния производств, поставляющих ткани, кожу и другие материалы».
Поэтому, по мнению Куликовой, чтобы этот пакт и ему подобные были действенными, потребуется немало усилий: «Бренды должны будут тесно работать со своими поставщиками и оптимизировать не только собственное производство, но и всю цепочку! Также надо будет заинтересовать новыми мерами покупателей. Сейчас это сделать особенно легко: значительная часть потребителей занимает активную позицию в отношении защиты окружающей среды»









