Эксперты – о роли социума в трудные времена
О брушившаяся на нас пандемия COVID-19 продемонстрировала миру, как быстро люди могут изменить свои поведение и жизнь в условиях кризиса. Уже почти два года прошли под девизом «быть дома». Общественная среда стала опасной – из-за риска заражения – и труднодоступной – из-за разных ограничений, тогда как дом превратился из места, в котором человек лишь ночует, в центр мира – надежный и благополучный, который можно улучшать, контролировать и менять по собственному усмотрению, объясняет программный директор исследовательского центра Ipsos Flair Ив Бардон.
От сложного VUCA-мира (от английских слов Volatility (изменчивый), Uncertainty (неопределенный), Complexity (сложный) и Ambiguity (неоднозначный) человечество стремительно перешло в новую реальность, названную по предложению футуролога Джамаиса Кашио BANI-миром (от слов Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный) и Incomprehensible (непостижимый). Попросту говоря, это мир тревожного хаоса.
Неудивительно, что кризис, выявивший неожиданную хрупкость бытия, вызвал в обществе волну страха. Не все справились с этой дополнительной психоэмоциональной нагрузкой, причем особенно тяжело пришлось мужчинам. В новом мире вообще комфортнее женщинам, как более гибким в поиске нестандартных решений, более склонным к снижению рисков, а также к позитивному мышлению, рассуждает Екатерина Рысева, генеральный директор исследовательской компании Ipsos в России.
Масла в огонь также добавило изменение гендерных ролей и социальных установок. В наследство от перемен последних пяти лет всем нам без исключения досталось стремление к прямолинейности в общении – в условиях роста объема многозадачности и числа задач люди стали общаться все более концентрированно, вплоть до отказа от эмпатии, продолжает Рысева. Прямо говорить, что думаешь, хочет каждый пятый россиянин, и при этом женщины стремятся к прямолинейности даже больше, чем мужчины, вдобавок женщины чаще готовы осуждать других, показывают исследования Ipsos.
Также в последние годы стало очевидным разделение функций родительства и супружества: увеличивается как количество супружеских пар, не желающих заводить детей, так и количество семей, отказывающихся от официальной регистрации отношений: по данным Росстата, каждый пятый ребенок в стране сегодня рождается вне брака.
Сильнее всего самоизоляция ударила по новобрачным: только в США в первой половине 2020 года 58% разводящихся пар поженились не более пяти месяцев назад.
Значимость самого ребенка для родителей при этом растет. Он все чаще становится для них новой сферой самореализации, проектом, в который вкладывают все экономические, временные и эмоциональные ресурсы. «В результате мы видим, что интенсивное родительство – максимальная вовлеченность в жизнь детей и постоянное следование интересам ребенка – становится популярным сценарием, являясь при этом источником необычайного стресса, – отмечено в отчете Ipsos. – Уровень тревожности новых родителей высок как никогда, ведь пространство выбора слишком велико, список обязанностей бесконечен, ответственность тяжела, а ребенку, конечно, хочется дать самое лучшее. Доминирует представление об ответственности родителей за все, что происходит с ребенком сейчас и произойдет в будущем: поскольку от их выбора зависит будущее благополучие их детей, родители чувствуют себя как на минном поле».
По сути родительство превратилось в некую новую профессию, и тот из семейной пары, кто в большей степени берет на себя заботу о детях, требует от другого за это высокую плату – иногда и в самом прямом смысле этого слова.
В ходе пандемии многие семьи оказались в беспрецедентном положении: изоляция, переход на дистанционную работу и дистанционное обучение в разы увеличили время, проводимое вместе, и это далеко не всегда шло на пользу отношениям.
Так, к примеру, удаленный формат учебы потребовал от родителей увеличить их вклад в учебный процесс, что вызвало обратный эффект – многие мамы и папы мечтают вновь передать процесс образования детей профессионалам. По данным опроса SuperJob, 84% родителей считают, что дистанционное образование плохо отразилось на их детях.
Дистанционное образование в частности и обсуждение и решение школьных проблем в целом стали главными причинами ухудшения отношений в семье во время пандемии, выяснили американские исследователи Эбби Голдберг и Катерина Аллен, из-за вопросов, связанных с «дистанционкой», ссорилась почти треть разошедшихся пар-респондентов. Из-за образования детей – 40% и в целом из-за детей – 43%. В 40% случаев возникали ссоры из-за разных взглядов членов семьи на соблюдение антиковидных мер, в 38% случаев – из-за финансовых сложностей, в 37% – из-за выполнения домашних обязанностей.
Тесное общение и скука привели к тому, что разные взгляды на науку (включая тему выбора вакцин от COVID-19) и политику стали причиной 17% и 8% семейных ссор соответственно.
Примечательно, что в 2020 году разводов в большинстве стран мира было меньше, чем в предыдущем. Эксперты объясняли это в первую очередь сложностями бракоразводного процесса на фоне локдаунов – и государственные ведомства, и суды закрывались на карантин или работали с ограничениями, время рассмотрения дел увеличивалось. Сильнее всего самоизоляция ударила по новобрачным: только в США в первой половине 2020 года 58% разводящихся пар поженились не более пяти месяцев назад.
Зато, когда ограничения ослабли, изрядно поднадоевшие друг другу супруги стремительно бросились освобождаться от брачных уз. Число разводов в России за 2021 год увеличилось на 14%, до 644 207 семей (4,4 на 1000 человек населения)!
В экстремальных условиях новой реальности семьям нужна профессиональная поддержка со стороны учителей, социальных служб и не нужны дополнительные ограничения, заставляющие родителей и детей замыкаться друг на друге, считают американские исследовательницы. Не стесняйтесь признаться себе и другим, что вы не можете быть суперчеловеком, и не требуйте того же от своих родных, за каждым должно сохраняться право на ошибку, личное пространство и отдых от рутины, советуют эксперты.
Воспитание в семье терпимости и уважения к другим людям, а также хороших манер считает важным примерно каждый второй опрошенный в России
Воспитание в семье терпимости и уважения к другим людям, а также хороших манер считает важным примерно каждый второй опрошенный в России (50%) – и это последний результат среди 20 стран в исследовании Ipsos. Ближайшими «соседями» России стали Китай (52%), Индонезия (52%), Турция (53%) и Бразилия (53%).
В лидерах оказалась Италия, набравшая 75% и обогнавшая такие традиционные «страны хороших манер», как Великобритания (65%) и Франция (56%). В США воспитание хороших манер назвали необходимым 62% опрошенных. Значимость воспитания уважения к другим людям и толерантности в России тоже оказалась одной из самых низких (54%), на одном уровне с Японией (52%) и Южной Кореей (53%).
В то же время россияне считают важным учить детей бережливости и экономности – 39% опрошенных. Сопоставимое значение – у Китая (36%). В Германии только каждый третий (33%) хочет учить детей бережливости. Чуть меньше – в США (29%), Турции (25%) и Великобритании (24%). Россиянам будет легче перестроиться на модели бережливого потребления, чем, например, жителям Франции, где воспитание бережливости полагают целесообразным только 13%, или Италии (11%), считают в Ipsos.
И еще: в России вдвое больше родителей уверены, что в детях нужно воспитывать независимость (28%), чем послушание (12%). Самый большой запрос на независимость – в Китае: этому учат 60% родителей.








