Восточный рынок

Центр интересов России будет смещаться на восток, считают аналитики. Коснется ли это рынка потребления?

Квартиры, бриллианты и предметы роскоши – из Дубая, внедорожники – из Китая. Российские потребители, хотя и не отказываются от статусных европейских и американских брендов, понемногу разворачиваются в сторону Востока.

Это касается не только потребления, но и образа мыслей: сторонников евразийского пути России сегодня на 40% больше, чем раньше, отмечают аналитики.

Курс на сближение

Дискуссии по поводу того, относить Россию в большей степени к Европе или Азии, ведутся не один век, и точка в них вряд ли когда-то будет поставлена, но сегодня россиянам ближе идея о том, что Россия – особая евразийская цивилизация и в будущем центр ее интересов будет смещаться на восток.

Это подтверждает статистика: в 2023 году подобного мнения придерживаются 65% респондентов всероссийского исследования ВЦИОМ, тогда как в 2007 году так думали 45%, в 2008-м – 42%, говорит представитель ВЦИОМ, комментируя результаты недавнего исследования на эту тему. Эксперты также отмечают, что сторонников укрепления связей с Европой сейчас вдвое меньше, чем во время предыдущих аналогичных замеров в 2008 и 2007 годах.

Тренд на сближение с Востоком характерен для представителей практически всех возрастов – лишь у молодежи до 25 лет мнения о том, с кем сближаться России, разделились поровну. Но в целом отношение россиян к восточным соседям заметно потеплело: если еще 10 лет назад Китай у них чаще всего ассоциировался с ширпотребом и рынками, то в этом году – с партнером и союзником.

От политики к потреблению

Восточные мотивы в России теперь повсюду: в культуре, образовании, потреблении. Уже в прошлом году спрос на сотрудников, знающих китайский, оказался на 70% выше, чем был в 2021 году, – и продолжает быстро расти, показал опрос HeadHunter. По данным Минобрнауки, китайский язык в прошлом году изучало 22 000 российских студентов в 142 российских вузах, а годом ранее, по данным Института Востока – около 15 000 человек.

Очень заметен рост интереса в России и к восточной культуре, считает заместитель директора Государственного исторического музея Марина Чистякова. Музей приложит усилия, чтобы показать ее в России, обещает она.

На российских онлайн-платформах можно найти новинки азиатского кино и классику восточного кинематографа. Сеть кинотеатров «Каро» провела фестиваль японского кино и показала новые китайские фильмы, в сети «Москино» можно было посмотреть мультфильмы японских и корейских режиссеров. А осенью в Петербурге пройдет международный фестиваль искусств Востока Dairafest – с музыкальными концертами, кинопоказами, лекциями и выставками.

Растет интерес к антикварным предметам китайской, японской, корейской и других восточных культур и у коллекционеров, отмечают в Barnes International Moscow.

Не меньший интерес наблюдается и в сфере автопрома. По итогам первого полугодия Россия стала крупнейшим в мире импортером китайских легковушек, потеснив Мексику, сообщает российский Forbes. Но теперь это уже не дешевые машины – средневзвешенная стоимость китайского автомобиля превысила 2,5 млн рублей, в том числе потому, что Китай единственный официально поставляет на российский рынок автомобили премиум-класса.

Авиарейсы из ОАЭ таможенники называют «бриллиантовыми», потому что у каждого второго пассажира в багаже – драгоценности культовых европейских или премиальных арабских брендов

Не отстает и fashion-индустрия. Например, в этом году летнее театрализованное модное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе было посвящено путешествию цесаревича Николая по странам Юго-Востока и наполнено азиатскими референсами – от тюрбанов и кимоно до портретов Мао на кителях.

И, конечно же, не стоит забывать, что Восток снабжает Россию предметами роскоши. Именно ближневосточный регион стал местом покупки и хабом для дальнейшей пересылки в Россию «тяжелого люкса», который прямыми путями к нам не поставляют из-за санкций.

Продажи модной одежды на Ближнем Востоке в ближайшие пять лет будут ежегодно расти на 7%, прогнозировало издание Business of Fashion в исследовании «Мода на Ближнем Востоке». В 2022 году на модные товары здесь потратили $89 млрд, и дубайские шопинг-туры россиян внесли значительный вклад в эту сумму. Уже сейчас авиарейсы из ОАЭ таможенники называют «бриллиантовыми», потому что у каждого второго пассажира в багаже – драгоценности культовых европейских или премиальных арабских брендов, а новые дорогие сумки, обувь и одежда – буквально у каждого, рассказывал «Ведомостям» сотрудник Федеральной таможенной службы.

С видом на Восток

Для многих россиян страны Востока уже стали новым домом – или дачей. Граждане России продолжают скупать недвижимость за границей: по данным агентства недвижимости Intermark Real Estate, число таких сделок выросла на 36% даже по сравнению с прошлым годом, когда бум на зарубежные покупки уже был в разгаре, причем вместо лидировавшей до 2022 года Европы теперь вне конкуренции ОАЭ.

По оценке агентства, на россиян пришлось около 40% из рекордных 58 200 сделок с недвижимостью Дубая за первые шесть месяцев года. Благодаря этому ажиотажу Дубай второй год подряд возглавил индекс роста цен на рынках элитного жилья Prime International Residential Index 100 – на этот раз с повышением на 44,2%.

На второе место поднялся Таиланд, обогнав прошлогоднего «серебряного призера» Турцию, хотя спрос на недвижимость в ней у жителей России остается высоким, выяснили эксперты агентства. В Таиланде наши соотечественники за первое полугодие купили в 2,6 раза больше недвижимости, чем годом ранее.

Но сильнее всего выросло число сделок по покупке жилья россиянами на индонезийском курортном острове Бали – в шесть раз!

А что же Европа? Спрос на европейскую недвижимость упал на 90%. «Большинство инвесторов из тех, кто до февраля 2022 года предпочитал инвестировать в Европу, признали, что теперь это сопряжено с трудностями как технического, так и геополитического характера», – объясняет ситуацию партнер агентства Intermark Real Estate Ирина Мошева.