Отдых с выгодой

Путешествия по России как стимул для инвестиций

Российское правительство и инвесторы готовятся инвестировать триллионы рублей в развитие внутреннего туризма. Пока это направление недооценено: путешественников привлекают всего лишь несколько регионов, а остальным очень важно как выделить и продвигать свои достопримечательности, так и создавать достойную инфраструктуру для отдыха.

Около половины россиян утверждают, что любят путешествовать по стране, показало исследование Минпромторга. За прошлый год они совершили 78 млн турпоездок по России – это на 21% больше, чем годом ранее, напомнил министр экономического развития Максим Решетников.

Власти ставят задачу увеличить этот показатель почти в два раза, до 140 млн поездок к 2030 году, а вклад туризма в ВВП страны – вдвое, до 5%. Эти целевые ориентиры заложены в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Туриндустрия в стране уже стала очень рентабельной и привлекательной для бизнеса – ее прибыль за 2023 год достигла 280 млрд рублей, это примерно в 2,3 раза больше, чем в 2019 году, рассказал министр финансов Антон Силуанов. Поэтому инвесторы охотно участвуют в планах по строительству еще 238 000 гостиничных номеров в дополнение к 1 млн существующих.

Власти также собираются вложить в развитие туризма по всей стране 400 млрд рублей. А инвесторы подготовили еще более 3 млрд рублей, подсчитала консалтинговая компания CMWP.

Самый амбициозный проект – строительство до 2030 года 10 суперкурортов, которые смогут принимать по 10 млн гостей ежегодно. По плану они появятся на побережье Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского и Японского морей, а также на озере Байкал. Инвесторы вложат в этот проект 1,5 трлн рублей, государство – еще 300 млрд, обещал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.

Регионы, «отстающие» по числу туристов, получат субсидии на софинансирование строительства кемпингов, музеев и парков развлечений.

Кроме того, будет продолжена и программа по льготному финансированию строительства модульных гостиниц в России.

Регионам и городам, не избалованным вниманием гостей, нужно искать и продвигать свои достопримечательности, свою особую атмосферу, свое наследие, уверены эксперты

Но все же пока туристический потенциал России недооценен и турпоток и инвестиции распространяются неравномерно, напоминает Марина Смирнова, партнер и руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP.

По статистике Росстата, больше половины путешественников принимают шесть регионов страны: Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Крым и Краснодарский край. Еще в 17 регионах, в том числе в быстро набирающих популярность у туристов регионах Северного Кавказа, Камчатском крае, на Алтае и в Иркутской области, турпоток превышает 1 млн человек в год. В остальных он ниже – и территория за Уралом еще почти не освоена с туристической точки зрения.

Регионам и городам, не избалованным вниманием гостей, нужно искать и продвигать свои достопримечательности, свою особую атмосферу, свое наследие, уверены эксперты. «Правильный образ города – бренд, логотип, слоган – это, конечно, важно, но не менее важно наполнить внешнюю оболочку достойным содержанием, создав хорошую туристическую инфраструктуру», – подчеркивают они.

Например, на Чуйском тракте много природных памятников, но только одна нормальная санитарная остановка на 520 км – а это очень жестоко по отношению к 4,5 млн туристов, ежегодно проезжающих по этой дороге, чтобы отдохнуть на Алтае, напоминает президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. Не удивительно, что путешественники стремятся как можно быстрее проскочить это «пятно на карте», а ведь могли бы задержаться рядом с интересными объектами, продолжает он.

В Сибири, на Урале, Дальнем Востоке и даже Севере – множество уникальных природных зон, ждущих освоения туристами, главная их проблема в том, что из-за низкого качество сервиса и инфраструктуры гости, особенно те, кто привык к хорошему, не хотят туда возвращаться, отмечает Смирнова.

В то же время в центре притяжения туристов со всей страны – Сочи – уже явно чувствуется переизбыток отдыхающих: в пик и летнего, и зимнего сезонов не хватает водоснабжения, канализации, электроэнергии, пробки на дорогах достигают невероятных размеров, считает Евгений Задорожний, руководитель архитектурной студии Chado. Самое время для инвесторов обратить внимание на соседние регионы Кавказа – Архыз, Домбай.

И переключение на новые территории постепенно идет – в последние 2–3 года втрое увеличилось число запросов на проектирование гостиниц и курортов, и многие из них – в новых для туриндустрии регионах, сходятся во мнении архитекторы. Да и уровень туристической инфраструктуры быстро растет: потому что клиент требует более современный продукт, к которому он привык в международных путешествиях, говорит Задорожний.

При желании можно найти десяток точек притяжения для гостей и предложить интересные проекты для инвесторов буквально в любом направлении – настолько велик туристический потенциал страны, рассуждает Иван Охапкин, основатель проектного бюро Basis. Например, его бюро в качестве эксперимента разработало туристический маршрут для участка трассы Москва – Сочи в Ростовской области и Краснодарском крае и нашло там место и повод для создания 14 новых перспективных туристических центров, вспоминает Охапкин.

Среди них были глемпинги на ножках, из которых можно наблюдать за пасущимися оленями в пустыне Быковские буруны; колесо обозрения над затопленным Красносулдинским каньоном в Ростовской области – с прозрачным полом у кабинок, чтобы можно было заглянуть в пропасть; а еще концептуальный ресторан в Ахтанизовском лимане – с открытыми террасами среди цветущих лотосов и блюдами из рапанов.

Идей масса, осталось только дождаться инвесторов, замечает Иван.