Новая жизнь Старицы
Cтарица, город в Тверской области, где людей живет меньше, чем в одном московском микрорайоне, всерьез планирует в ближайшие годы стать точкой притяжения для путешественников-эстетов.
И у нее для этого есть все шансы: иконописные пейзажи, многовековая история, а главное – увлеченные меценаты и инвесторы, которых собрал экс-вице-премьер России Виктор Христенко, уже четверть века занимающийся возрождением Старицы.
Эпоха Возрождения
«Раньше у нас по вечерам свет выключали во всем городе: экономили. Сидели при свечах, песни пели, в карты играли. Сейчас, конечно, это представить невозможно. Туристы приезжают, как им без света!» – бойко рассказывает Ольга, добрая фея из «Пельменной» на Карла Маркса, ставя на стол без преувеличения самые вкусные в мире пельмени.
Еще в начале нашего века в Старице свет и воду давали по часам, а большинство зданий отапливалось углем. Молодые люди считали удачей как можно скорее уехать из города хотя бы в Тверь, а редкие туристы, приезжавшие в Старицу ради пасторальных видов, заброшенных церквей и зловещих подземных каменоломен, на ночь не задерживались: и негде, и неуютно.
Но с начала 2000-х все стало меняться. Так совпало, что в Старицу однажды приехал вице-премьер Виктор Христенко, причем не по работе, а в собственный выходной день. Он с детства увлекается фотографией, в поисках неизбитых мест для съемок заехал в Старицу. И зашел в Свято-Успенский монастырь, один из самых старых в России (основан в 1110 году). Он и сейчас помнит этот острый диссонанс между силой места и мерзостью запустения. От монастырской стены длиной почти километр чудом сохранились небольшой ее фрагмент и всего одна башенка, а в алтаре Введенского храма, построенного еще Иваном Грозным, был туалет.
«С тех пор меня как будто пригвоздили к Старице», – говорит Христенко. В 2001 году он основал Фонд возрождения Свято-Успенского монастыря. После огромного по объему восстановления и сложнейшей реставрации к 2010 году обители почти полностью вернули исторический облик. Фонд объединил и десятки других инвесторов, за четверть века вложивших в монастырь, его подворья, в Старицу и округ около 3 млрд рублей (если считать в нынешних рублях).
Монастырь хранит множество чудес: ночью лунные лучи высвечивают под куполом одного из храмов лик Христа. А к усыпальнице Иова, первого Патриарха Московского и всея Руси, регулярно стоит очередь верующих – прежде всего школьников, мечтающих об успешном ЕГЭ. Говорят, что в таких образовательных чудесах святой особенно силен. Наконец, можно просто погулять по монастырю – взобраться на колокольню, послушать изумительное многоголосье певчих, сфотографировать невероятные «итальянские» росписи Троицкого храма.
Одновременно с тем, как в город впервые попал Христенко, главой Старицкого округа выбрали молодого управленца Сергея Журавлева. Он и сейчас на этом посту и, как сам говорит, получает огромное удовольствие, видя результат усилий своей команды – сейчас с газом, светом и водой все в порядке. В прошлом году открыли новую поликлинику. По новой набережной-променаду с головокружительными видами на Волгу гоняют мальчишки на мопедах, а девчонки «пилят селфи» на фоне местных красот.
Еще пять лет назад казалось, что в городе почти никто не живет – а люди просто не выходили гулять, сидели по домам. Этим летом по вечерам в новом городском парке «Старицкое Зарядье» с беседками и амфитеатром собираются компаниями подростки, а на лавочках с видом на реку сидят влюбленные парочки: в городе стало видно новую жизнь.
Русский стиль
Старицу основал в конце XIII века тверской князь Михаил Ярославич, она задумывалась как крепость для охраны его юго-западных владений. По легенде, которую очень любят жители города, князя и его дружину встретила старушка – единственная, кто выжил после разгрома предыдущего поселения татаро-монголами. И именно поэтому город был назван Старицей.
Более того, гиды утверждают, что все старичане произошли от той самой старушки, а на резонный вопрос, как технически возможно было родить в столь почтенном возрасте, говорят, что в городе особый целебный микроклимат.
Когда приезжаешь в Старицу, в это легко поверить: воздух тут чистый и сладкий, вечерняя тишина – эталонно звенящая, а птицы поют так громко, что кажется, будто они делают это в микрофон.
Старица поделена на две части живописно изгибающейся Волгой, а над ней перекинут арочный мост. На левом берегу сохранились насыпи древнего городища, под ними – белокаменные кузницы. Белый камень – символ и гордость города: здесь еще в XII веке начали добывать белоснежный известняк, который называли «старицким мрамором» и использовали для строительства церквей и княжеских палат.
Скоро кузницы начнут восстанавливать. И не только их – еще десяток исторических зданий взялась реставрировать компания «Новый город» (при поддержке Фонда монастыря) – там через 3-5 лет будут новые рестораны, культурные центры, магазины для местных промыслов. В планах даже коворкинг – с расчетом в том числе и на удаленщиков, переезжающих подальше от шумных столиц. А, например, в полуразрушенном сейчас здании бывших торговых палат купца Филиппова – прямо на набережной Волги, напротив монастыря – через несколько лет откроется четырехзвездочный отель.
Наше все
Пушкин ездил в Старицу так часто, и поездки эти были столь плодотворными, что город и его окрестности назвали «тверским кабинетом» великого поэта. Здесь он написал более 20 произведений, в том числе VII главу «Евгения Онегина», «Посвящение» к «Полтаве», «Цветок», «Анчар».
И если в Михайловском Пушкин был в ссылке, а в Болдино вынужденно остался из-за карантина, то Старицу он навещал исключительно по любви: гостил в усадьбах своих друзей из семейства Вульф, флиртовал с их старшей дочерью Анной, танцевал на рождественских балах у купца Филиппова, а еще, говорят, очень хвалил нежнейшие яблочные слоеные пироги. Их рецепт сейчас восстановили, назвав «слойками Вульфа», и за ними выстраиваются очереди страждущих туристов и местных жителей.
Чтобы показать пушкинскую Старицу гостям, этим летом Марта Агеева и Юлия Абрамова из «Экскурс-бюро № 1» придумали и срежиссировали иммерсивный спектакль-прогулку по городу под названием «Все мы Пушкин!». Гид-Пушкин показывает секретные места Старицы, читает рэп под «Сказку о попе и работнике его Балде» – и попутно рассказывает историю города.
Логичным образом прогулка заканчивается у нового памятника Пушкину, который открыли к 225-летию поэта.
Не только Пушкин
После того как Старица начала оживать, сюда потекли фермеры и предприниматели-энтузиасты. И если еще лет пять назад путешественники жаловались, что в Старице, несмотря на все ее чудеса, московскому туристу приходится сложно, теперь все меняется.
В кафе братьев Киселевых – роскошные пельмени, пицца и чебуреки. В новом гостевом доме «На Старчонке» – просторные номера, удобные подушки, нежные сырники с малиной на завтрак и невероятные виды на Волгу. В «Чукавино» устраивают конные прогулки и барбекю на берегу реки. На ферме харизматичных братьев Ястребовых угощают идеальными крафтовыми сырами и водят экскурсии по окрестным полям. На другой экоферме, Григорево (в 25 км от Старицы), предлагают собирать сладчайшую органическую клубнику.
И все это отлично можно совместить со спектаклем-прогулкой «Все мы Пушкин!», который будут играть несколько раз столь любимой поэтом золотой осенью.