Так выглядел дом №4 в Колымажном переулке в 1972-1974 гг.
Деньги

Адрес: Колымажный переулок, 4

pastvu.com

От «Аскольдовой могилы» – к делам музейным

И снова с нами создатель интернет-сообщества «О Москве и москвичах» Дмитрий Кошлаков-Крестовский. На этот раз с рассказом о доме 4 в Колымажном переулке (он же Антипьевский переулок и улица маршала Шапошникова).

«Уже при первом взгляде на старые карты города становится ясно: перед нами – очень древний переулок, и был он ориентирован на главные ворота Колымажного двора.

Кстати, участок в Колымажном переулке изначально числился церковным. Согласно планам Москвы XVII века, в переулке по соседству с Колымажным двором располагались три церкви: храм Иоанна Предтечи, что на углу с Волхонкой, церковь Антипия Священномученика, сохранившаяся выше по переулку, третьей предположительно считается несохранившаяся до наших дней церковь Климента в Чертолье.

Дом, построенный по проекту архитектора А.В. Шестакова в 1826 году, уже на «погорелой земле», оставленной после пожара 1812 года, представляет собой прекрасный образец московского ампира. Здание создано в соответствии с правилами, которые разработала специально созданная Комиссия для строений в Москве.

Церковь Антипия, епископа Пергамского, расположена, согласно картам, на территории бывшего Колымажного двора, фото 1972–1974 гг.pastvu.com

Первой владелицей дома была вдова действительного статского советника Павла Ивановича Глебова. «Госпожа Глебова следовала скромным правилам послепожарного восстановления Москвы, – уточняет портал archnadzor.ru. – Дом строился на красной линии, на небольшом участке, с малым числом хозяйственных построек».

Затем довольно долгое время этот дом в Москве называли домом Верстовского: считалось, что здесь жил композитор Верстовский. Но, как потом оказалось, что он не только не жил, но даже и не бывал здесь.

Внебрачный сын генерала Селиверстова и пленной турчанки, Алексей Николаевич Верстовский считался в XIX веке очень известным композитором. Достаточно сказать, что его опера «Аскольдова могила» соперничала в популярности с поставленной через год оперой Глинки «Жизнь за царя»!

Ходили о доме и другие разные легенды, связывая его историю, например, с Грибоедовым и его бессмертной комедией «Горе от ума». Также поговаривали, что великий Станиславский «перенес» интерьеры этого дома, а точнее, его вестибюля, на сцену МХТ при постановке «Горя от ума»: «У Фамусова в доме парадные сени; большая лестница из второго жилья, к которой примыкают многие побочные из антресолей; внизу справа (от действующих лиц) выход на крыльцо и швейцарская ложа; слева, на одном же плане, комната Молчалина».

«Домом Верстовского» здание прозвали согласно легенде: говорили, что здесь жил автор оперы «Аскольдова могила» А.Н. ВерстовскийГМИ

Примечательно, что интерьер вестибюля сохранился. «После залов Пушкинского музея это лучший на Волхонке интерьер, – читаем на портале archnadzor.ru. – Ампирная египетская роспись таинственна масонской тайной. Сегодня особняк принадлежит музейным службам, и попасть в него непросто. В планах – развернуть здесь экспозицию отдела графики ГМИИ...».

Последним владельцем дома стал известный мемуарист Павел Бурышкин, который описал историю дома № 4 в одной из своих книг, а именно в «Москве купеческой» (издана в Нью-Йорке в 1954 году).

Отец мемуариста, московский купец из крестьян Дорогобужского уезда Афанасий Бурышкин, приобрел дом в 1896 году. Ввиду болезни и последующей смерти Афанасия дом был завещан в пожизненное пользование его вдове и одновременно – в собственность городу для устройства библиотеки или музея. «Профиль музея не уточнялся, – сообщает archnadzor.ru. – Но у Бурышкина-младшего был на этот счет весьма определенный план».

«Моя дань коллекционерству, – писал Павел Афанасьевич позже, пребывая в эмиграции. – Заключалась в том, что я собирал с раннего времени «россику» и, в особенности, все, что касалось Москвы… Свою коллекцию я и собирался передать городу, для организации музея имени моего отца».

Коллекция Бурышкина-младшего была столь солидной, что помощь в ее оценке Павлу Афанасьевичу оказывал никто иной как Игорь Грабарь, выдающийся российский художник-живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель и педагог.

Колымажный переулок в 1962 годуpastvu.com

...Начавшаяся вскоре Первая мировая война помешала осуществлению планов. В доме разместился лазарет, где сестра мемуариста работала врачом. Сами Бурышкины в первые дни войны перебрались жить на квартиры: они считали фамильный дом неудобным и старым.

В 1917 году Московская городская дума избрала Павла Бурышкина товарищем (заместителем) городского головы по финансам. Через два года он стал министром финансов в правительстве Колчака. А чуть позже уехал в эмиграцию. Однако даже вдали от родины Павел Афанасьевич не оставит писательства: Бурышкин – автор не только «Москвы купеческой», но и «Истории Досточтимой Ложи «Северная Звезда» и «Истории масонства».

А что же дом? Сразу после событий октября 1917 года там расположились украинский и немецкий отделы Народного комиссариата по делам национальностей, а потом детская библиотека. С 1932 по 1960 годы в доме жили люди. И лишь в 1961 году здание передали Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина».

При подготовке текста использованы материалы mos.ru и archnadzor.ru.

Юлия Васильева

Читайте также