Время и место

Историк дизайна и дизайн-критик Ольга Косырева об итогах выставки Artdom

В феврале 2024 года в Москве в «Гостином дворе» прошла международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства Artdom.

Среди участников были замечены как имена, хорошо знакомые экспертам и ценителям, так и новые бренды. Редакция попросила основателя и руководителя «Дизайн-лектория Ольги Косыревой» прокомментировать событие и дать прогноз развития рынка в целом.

«В ситуации, когда дизайнерско-мебельно-интерьерных выставок в России нет, а спрос есть, появление такой выставки было неминуемо, – уверена Ольга Косырева. – ...Время, место и в целом формат для «Артдома» были выбраны правильно: Москва, центр, красивая площадка, для многих памятная по красивым выставкам современного искусства».

По мнению эксперта, тот факт, что выставку открывали стенды лучших итальянских фабрик, «невероятно повысил ее уровень, задал прямую параллель с лучшими «былыми временами» и вселил надежду, что не все еще потеряно».

«Надо также понимать, что в «Артдоме» участвовали не напрямую итальянские фабрики, как это раньше было с iSaloni, а московские интерьерные салоны Aurrum, «Трио-Интерьер», IDCollection, Indoorstylist, «Европейская сантехника» и др., – напоминает Косырева. – Так раньше не было, и, на мой взгляд, это по-своему круто».

Но, как водится, не обошлось без прямо противоположных мнений. «Многие отмечали, что на фоне итальянцев наши смотрелись бледненько, – продолжает Ольга Косырева. – И есть мнение, что это унизительно для российских компаний и не надо было их под одной крышей сталкивать. Я не согласна. Бледненько смотрится O’Prime на фоне Cassina? Так это разные бренды, разные истории, разные ниши, покупатели и бюджеты, в конце концов. Нет никакой предвзятости, есть разное качество продукта, дизайна/стиля, разные ниши, разные ценовые политики и разные покупатели. Я вообще бы это не сравнивала. Я, кстати, и не сравниваю... Кому-то нужен российский диван за 300 000 рэ и стол за 150, а кому-то подавай за полтора миллиона банкетку. Очевидно, что выставка нужна и тем и этим».

Также не надо забывать, что коммерческие выставки-ярмарки делаются для покупателей и потенциальных покупателей, а не для критиков и праздношатающихся, продолжает Косырева. «Спрос определяет предложение, экономику никто не отменял. Поэтому и «Артдом» формируется рынком, а не благими намерениями».

Кроме того, по наблюдениям Ольги Косыревой, тема соединения под одним зонтиком стендов крупных дорогих мебельных компаний и только-только вылупившихся российских, да еще и региональных, оказалась самой горячей в обсуждении.

«Лично я считаю, что очень круто прийти в «Гостиный двор» и увидеть разное: и итальянское, и отечественное, – говорит Косырева. – Это эклектично, как в модном современном интерьере. В нем надо разное соединить, тогда дом красивый получится и одухотворенный. А если взять все новое и одной марки, пусть даже российской, – ни красоты, ни жизни. И даже разных фабрик, но одного стиля и одного уровня – вернее всего, получится шоурум». 

«Но десять – это очень мало, – продолжает Косырева. – Не могу не отметить новинки мебели ТОК (Петербург), новинки и стенд Yaratam (Казань), новинки и стенд «2К Светомастерская» (Московская область), яркую и эффектную Zapazuha из Беларуси, «а-ля рюс» Uclad (Московский регион), новый бренд Zahodi от DK Home (Москва) и у них же на стенде коллекцию Uzory в «русском народном стиле». Привычный уже Dantone Home со стильной композицией, отработавшей на выставке нишу «мягкого экоминимализма». Ах да! И Svoy Design из Ставрополя с симпатичными светильниками на маленьком, но эффектном стенде из предназначенных на выброс бобин».

Эксперт посчитал необходимым обратить внимание на российского дизайнера Диму Логинова, поработавшего сразу на несколько российских фабрик и показавшего свои разработки, из которых, по ее мнению, можно составить целый интерьер.

Это коллекция модульных диванов и две текстильные коллекции для divan.ru; коллекция outdoor/indoor мебели Lotus для тех же divan.ru; две коллекции кроватей для Dreamma; светильники и столики из керамики для компании Svoy Design; хрустальные вазы для Avdeev Crystal.

«Раньше, чтобы показать, что такое продуктивность предметного дизайнера, я приводила в пример Филиппа Старка или Патрисию Уркиолу, – заключает Косырева. – На миланских мебельных салонах бывало по 20–25 премьер для компаний, с единым почерком, но с индивидуальностью каждого бренда. Теперь у нас есть и свои примеры, пока робкие, как только что развернувшиеся листочки. Но будет и на нашей улице лето, «Артдом» показал нам этот потенциал».

Artdom 24: цифры и факты

В секторе международных брендов в этом году были представлены Artemide; Asko; B&B Italia, Giorgetti («Интерьеры экстра-класса»); Baker, Camerich (BVS Interiors); Antonio Lupi, Molteni («Интерьер маркет»); «Трио-интерьер» с брендами Cassina, Flou; Cesar, Smeg (IDCollection), Loewe, Bassocontionuo, Cabasse, Gallotti & Radice (Kraft); Loro Piana, Pierre Frey, Armani Casa, Jean Paul Gaultier (Artique); Paul Smith, Kelly Wearstler, Ralph Lauren, Alexander Mcqueen (The Rug Company); Porada (Aurrum); Vitra, Prostoria, Davide Groppi (DK Home); Zanotta, Giobagnara (Indoorstylist).

Генеральным партнером европейского раздела выставки стала хорошо знакомая экспертам компания Casa Ricca Expо (Visionnaire, Giorgio Collection, Gianfranco Ferre Home, Roberto Cavalli Home Interiors, Etro Home).

Российский сектор представляли компании Archipelago, Bino Home, Brooklyn Kitchen, Decomaster, Decortier, Divan.ru в коллаборации с Димой Логиновым, DK Home, Edomo, Grether & Wells, Maytoni, Mollen, Mononova, Plush, Uclad, Unika Moblar, Vard, Zahodi, Zapazuha, Ze work, Мебельная фабрика «Мария», «Культура ковров», радиаторы Royal Thermo, ТОК и многие другие.

Также несколько участников презентовали результаты коллабораций с дизайнерами моды: Sagarti и Галина Юдашкина, Uclad и Даниил Берг, Archpole и Маша Цигаль.

«Всего было зарегистрировано более 30 000 посещений, – отмечает основательница и арт-директор выставки Дарья Золотова. – Мы уже готовим следующую выставку и совсем скоро объявим детали».

Читайте также