Деревенский роялизм

Подмосковная «Семья роялей» приглашает меломанов

В музее-усадьбе «Семья роялей» можно не только увидеть уникальные инструменты, но и услышать произведения, например, Шопена так, как их слышали его современники. И сегодня даже трудно вообразить, что основатель «Семьи роялей» Владимир Виноградов не планировал создавать музей.

А между тем Виноградов мечтал о музее самоваров, где хранились бы изделия лучших российских мастеров, в том числе известного тульского мастера Назара Лисицина со смешным носиком-краником в виде то ли рыбки, то ли дельфинчика.

Но раздобыть такой самовар никак не удавалось, зато во время долгих поисков в интернете на глаза попалось пианино, у которого были именно такие ножки – в виде глазастого и губастого обитателя моря. Отдавали инструмент практически даром.

Так в будущем музее Владимира появился первый экспонат. Это был инструмент Санкт-петербургской фабрики «Фридрих Мюльбах», выпускавшей пианино и кабинетные рояли. «Я заинтересовался его историей, узнал, что за фабрика его изготовила, потом начал изучать историю фортепианного производства в России, и постепенно стало понятно, что Российская империя была крупнейшим мировым производителем фортепиано!» – отмечает Владимир Виноградов.

Сейчас в музее, разместившемся в селе Еганово Раменского района Московской области в небольшом доме, принадлежащем Виноградову, более 30 инструментов, но в экспозиции представлены около15. Из них играющих (звучащих) пока 6–7 экземпляров.

«Многие инструменты в таком состоянии, что восстановить их практически невозможно или очень дорого, сотни тысяч рублей. Из имеющегося в коллекции сейчас звучит лишь то, что изначально сохранилось в более-менее хорошем состоянии, – рассказывает Виноградов. – Такая ситуация во всем мире: во всех коллекциях и музеях мира есть инструменты, которые играют и которые не играют».

Главное преимущество музея перед солидными государственными учреждениями того же профиля в том, что инструменты находятся в естественной для них обстановке, они вписаны в интерьер, их можно потрогать, на них можно поиграть или просто понажимать на клавиши.

Если в музей приезжает экскурсия, на экспонатах играют гиды – люди с музыкальным образованием. Они подбирают произведения, которые соответствуют периоду изготовления инструмента. И когда на рояле времен Бетховена и Шопена исполняются произведения этих композиторов, посетители слышат именно тот звук, который люди слышали в те времена.

«Раньше у композиторов и пианистов была возможность выбирать, для какого инструмента писать музыку и на каком ее исполнять, – объясняет Виноградов. – Сейчас этого нет. Во всех концертных залах стоят типовые инструменты со стандартизованным звуком. А у нас получается настоящая машина времени!»

Владимир – человек небогатый, покупать экспонаты для своего музея особых средств нет. К счастью, инструменты часто достаются ему даром. «Бывали случаи, когда мы забирали пианино со свалок, из гаражей, сараев, заброшенных деревенских домов», – говорит он.

Один из таких инструментов, попавший в коллекцию с сочинской свалки, поистине уникален. Это роялино, небольшой треугольный рояль, изобретенный и запатентованный в 1845 году московским фортепианным мастером Александром Мейбомом. Инструмент приехал в музей без ножек и педали, с ободранным шпоном и следами ожогов. Зато на нем был обнаружен автограф мастера – Александра Мейбома.

Минувшим летом из города Луга Ленинградской области приехал тафель-клавир знаменитой санкт-петербургской фабрики Иоганна Фридриха Шрёдера. На деке тоже сохранился автограф, который, как оказалось, принадлежит Александру Яковлеву, известному русскому художнику, участнику «Мира искусства», эмигрировавшему после 1917 года и окончившему свои дни в Париже.

В коллекции есть также рояль немецкой фабрики «Бехштейн», который в свое время приобрел Николай Рубинштейн – основатель и директор Московской консерватории, о чем свидетельствует бухгалтерский документ, копию которого в музей прислали представители компании.

«Мой музей – это не столько инструменты, сколько то, что за ними стоит, – история людей», – говорит хозяин музея. – Это и производители фортепиано, и пианисты, которые на них играли, и люди, которые этими инструментами владели. У нас есть пианино французской марки «Плейель», которое нам передал правнук владельца, участника Великой Отечественной войны летчика-инструктора подполковника Морозова, купившего его в Германии в 1947 году.

Удивительно, что сохранился договор купли-продажи, составленный на немецком и русском языках, заверенный печатью и подписью командира части. Вы только представьте: редчайший французский инструмент, выполненный в технике буль, был официально куплен советским офицером в Германии после войны и привезен в Москву! Я считаю, это одна их самых интересных наших историй».

Попасть в музей можно только по предварительной записи и через туристические компании, которые устраивают групповые экскурсии. Экскурсоводы – люди с музыкальным образованием, в ходе экскурсии они демонстрируют, как звучит тот или иной инструмент. Экскурсия длится около трех часов.

Читайте также