Путешествия 3.0

Какие перемены ждут сферу туризма: мнение

Пройдя непростой путь развития и трансформации, путешествия остаются главной составляющей отдыха россиян. О том, как менялся рынок и к чему пришла сегодня travel-индустрия, рассказывают основатели платформы Back to Travel Яна Бауэр и Юлия Шашкова.

Ретроспектива рынка и факторы, влияющие на его трансформацию

Люди путешествовали, путешествуют и будут путешествовать. С годами, в зависимости от развития технологий, трансформируется лишь механика самих путешествий и подход к их организации. Организованные путешествия появились с первым туроператором, которым стал Tomas Cook. Культура же самостоятельных поездок в мире начала зарождаться в 1973 году, когда люди стали изучать города, опираясь на информацию в путеводителях. В 90-е благодаря развитию интернета и мобильной связи путешествия стали еще более доступными.

Настоящая цифровая революция случилась в начале XXI века, и, как результат, индустрия путешествий начала стремительно меняться. К 2021 году цифровой шум достиг такого уровня, что слепо верить отзывам на популярных сервисах стало невозможно. Поэтому в это время начинается сегментация платформ по интересам и уровню потребления. Появляется все больше проектов, где можно найти гайды и маршруты по всему миру от путешественников-визионеров.

Число нишевых платформ в последние годы растет с космической скоростью. Туристы стали обращаться к платформам, сообществам, кастомизируя под себя чаты и социальные сети. В этом большую роль сыграл AI (artificial intelligence, искусственный интеллект, англ. – Прим. ред.). Искусственный интеллект сегодня это наше завтра, поэтому все новые технологичные решения напрямую связаны с AI.

Будущее за самостоятельными путешественниками

Уже сейчас у путешественника есть практически всё, чтобы собрать маршрут, как говорится, «своими руками». А еще пара лет – и появятся сервисы, максимально кастомизирующие любой запрос путешественника под его интересы.

Тренд на получение прямого клиента или прямой услуги – двухсторонний: путешественник делает все возможное, чтобы получить услугу напрямую, а отели, гиды прикладывают максимум усилий, чтобы не просто получить клиента, а завоевать его лояльность и привязать к себе.

All in one, или как привязать к себе клиента

Все крупные российские и мировые участники travel-рынка стремятся к формату all in one, что доказывают опубликованные стратегии развития крупных мировых игроков: Booking, Expedia, AirnBnb, отельных сетей Mariott, Hilton, Hayat – все они подтверждают, что путешественнику важно оставаться в одной клиентоориентированной системе, которая на каждом этапе повышает его лояльность и выстраивает вокруг него максимально удобную инфраструктуру.

Ускоряет этот тренд стремительное развитие искусственного интеллекта и смежных с ним нишевых стартапов – недалек тот день, когда самостоятельному путешественнику можно будет получить любой сервис или консультацию нажатием одной кнопки.

Уже сейчас это видно наглядно: некогда нишевые платформы по бронированию авиа и ж/д билетов (Aviasales, sky scanner, tu tu) интегрируют бронирование других смежных сервисов: трансферов, экскурсий и др. То же самое с платформами по бронированию отелей и апартаментов. Отельные цепочки выстраивают многоступенчатую систему лояльности, которая не ограничивается бронированием номера, а включает сервисы, как в самом отеле, так и за его пределами. И это только начало – все направлено на то, чтобы клиент заказал максимум услуг при одном посещении.

Трансформация потребления

Цифровой информационный шум уже достиг своего максимума. На помощь приходят нишевые стартапы, комьюнити по интересам, где люди могут общаться «со своими» и получать строго селективный контент.

Что касается стартапов – впереди путешественников ждет эра искусственного интеллекта, когда получить информацию или услугу можно нажатием пары кнопок. С другой стороны, наступает время ценности качественного человеческого общения – вернее этот тренд возвращается спустя 20 лет и набирает стремительную силу. Теперь еще важнее не только, как и где, но еще и с кем.

Сейчас нужно делиться опытом со «своими», кто поймет и оценит, и снова вернется, чтобы поделиться уже своим опытом. Эксклюзивной информацией сейчас никого не удивить она держится всего пару дней, если не часов. И, наконец, сегодня как никогда модно делиться инсайдами и при этом найти свое окружение.

...Уходит в прошлое время агентств, которые поддерживали лояльность клиентов насмотренностью, актуальностью данных и экспертизой. Сегодня держать руку на мировом пульсе силами одной команды, в которой даже ни одна сотня человек по всему миру, просто невозможно. Поэтому важно объединяться и делиться.

Тренды за поворотом

Hidden luxury. Перенасыщение и насмотренность трансформируют стиль потребления и сами продукты. Появляется тренд на hidden luxury (скрытая роскошь, англ. – Прим. ред.), который пришел в путешествия из мира моды. Люди устали от тяжелого люкса и ищут в первую очередь впечатления, иногда даже в ущерб комфорту, к которому привыкли. Путешественникам нужен не просто маршрут, а эмоции. Они хотят жить в атмосферном бутик-отеле в Париже, а не в очередном сетевом дворце, который в каждом городе похож один на другой.

Дескалация трендов «сверху – вниз». Это уже норма мирового рынка и travel не исключение: все спускается из люкс-сегмента в масс-маркет. Хороший и наглядный пример – зимний Байкал. Буквально за пять лет случилась тотальная трансформация и уже сейчас в массовом продукте мы видим детали, которые раньше были только в сегменте luxury travel. Это подача блюд на деревянных спилах, рюмки для наливки изо льда, овечьи шкуры на лавках, пикники в пещерах.

Совмещение отпуска и командировки. Жизнь и ведение бизнеса на высоких скоростях на разных континентах и в разных странах формируют еще один тренд Bleisure или Bluxury travel, когда короткие бизнес-поездки комбинируют с возможностью изучения страны и региона. И здесь нет места для предварительного скрупулезного выстраивания маршрута. Обычно решение принимается сиюминутно и путешественнику нужны ресурсы для оперативного решения вопроса – как с пользой и интересно провести 3-5 дней в незнакомом городе или стране.

Сейчас с этими запросами максимально оперативно справляются консьерж-компании и сервисы для клиентов с высоким уровнем дохода. Но уже через пару лет это станет очередной простой задачей для персонального ассистента или вовсе можно будет обойтись без него, воспользовавшись готовыми сервисами с интегрированным AI.

VR против реальности. Развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта приводит к росту качественного цифрового контента, с помощью которого можно виртуально попасть в любую точку мира. Люди уже начинают делиться на тех, кто предпочитает «диванные путешествия» с помощью VR, игр и прочего; и на реальных путешественников, большая часть которых всё бронирует самостоятельно с помощью онлайн-сервисов.

Реальные путешествия пока выигрывают у виртуальных, но как показали данные аналитиков Logrusit, стремительный рост гейм-индустрии и супер-качественного видео контента заставляет сомневаться, что через 10 лет силы будут распределены также. Виртуальные путешествия однозначно менее затратны и максимально безопасны и не требуют социализации.

В мире туризма уже есть предложения виртуального погружения перед реальным путешествием, чтобы человек не только ознакомился с местами, которые он собирается посетить, но и вник в их историю, культуру и обычаи с помощью игровых техник.

Культура потребления 3.0 и новая сегментация рынка

Модель путешествий адаптируется под культуру потребления, а культура потребления, в свою очередь, подвержена сильному влиянию экономических и социальных факторов.

В современных путешествиях нельзя не затронуть очевидные тренды – повышение финансового порога. Это приведет к тому, что реальные путешествия будут становиться дороже.

Продолжится и рост числа мизантропов и социофобов, которые избегают оффлайн-общение и все больше предпочитают онлайн-коммуникацию. В результате это может спровоцировать сегментацию рынка, и, как результат, путешественники разделятся на две категории. Первая – «диванные путешественники»: VR-путешествия, игры, шоу-имитации. Вторая – реальные путешественники, большая часть которых будет все бронировать самостоятельно через нативные сервисы. И лишь небольшая часть останется с агентствами, работающими в ногу со временем с помощью высокотехнологичных решений.

Читайте также