В сердце империи

Роскошь как часть истории: отель Bulgari Roma

История Bulgari неразрывно связана с Римом. Здесь 140 лет назад открыли первый бутик бренда, а в 1934 году впервые представили логотип Bvlgari, где букву u по моде того времени – и в соответствии с древнеримской традицией – заменили на v. Муссолини считал себя «возрожденным Августом», проводил параллели между собой и основателем Римской империи и культ Древнего Рима активно поощрял.

Вот почему такое значение дуче придавал двухтысячелетнему юбилею Октавиана Августа в 1937 году. К нему была приурочена реставрация мавзолея императора на Марсовом поле – нынешней площади императора Августа, а рядом с ним установлен Ara Pacis – «Алтарь мира», созданный в 13 году до н. э. в честь триумфального возвращения Августа из Галлии и в XX веке восстановленный археологами по фрагментам.

На эти памятники истории и смотрят окна отеля Bulgari Romа, который расположен в здании, построенном в 1936–1938 годах во время перепланировки площади. Сооружение в ликторском стиле, вобравшем в себя черты классицизма и рационализма, в послевоенные годы – штаб-квартира итальянского соцстраха INPS. Его архитектором был Витторио Баллио Морпурго, отвечавший за новый мастер-план площади и создавший первый защитный павильон над Ara Pacis – позже его заменили на более легкий прозрачный по проекту Ричарда Майера.

Переделывая здание INPS под роскошный отель, компания Bulgari сохранила его декоративные элементы. А сохранять было что: согласно законам того времени, 2% от бюджета должно были пойти на украшение постройки.

Это позволило привлечь для оформления лучших художников 1930-х. Директор школы мозаики в Ватикане Ферруччо Феррацци создал монументальное панно на тему основания Рима по Вергилию на фасаде. Джулио Росси стал автором фресок на римские сюжеты в арке со стороны улицы Рипетта. В атриуме, смотрящем на улицу Фрецца, Антони Баррера показал на фресках, как мавзолей Августа менялся в течение тысячелетий. Сохранились и были отреставрированы многие элементы оформления внутри здания, например оставили прежними форму лестниц и рационалистские поручни.

Первое, что видишь при входе в отель, – это древнеримская статуя Октавиана Августа из коллекции Торлония. Не так давно эта частная коллекция стала достоянием общественности благодаря реставрации, щедро профинансированной Bulgari.

В лобби, отделанном полированным орехом, на специальных дисплеях – высокое ювелирное искусство марки. Но бутик Bulgari находится на виа Кондотти, а здесь –драгоценности для вдохновения, так же как и ретрофотографии рекламных кампаний прошлого и черно-белые снимки звезд в украшениях.

За дизайн этого отеля, как и всех других отелей Bulgari, отвечало бюро ACPV Architects – и его основатели Антонио Читтерио и Патрисия Вайль. Их задачей было провести мостик между Римской империей, эстетикой 1930-х, через эпоху «Сладкой жизни» 1960-х, когда поклонниками ювелирного бренда стали голливудские звезды, приезжавшие в Рим на студию Cinecittà, и современностью.

Можно сказать, что в отеле нет такого угла, который бы не был осмыслен дизайнерами. Лобби украшено керамикой Джо Понти, созданной им в годы художественного руководства Ginori в 1920–1930-е, а паркет повторяет узор пола в бутике Bulgari после редизайна 1934 года. Винтажными тарелками Ginori украшены стены ресторана Niko Romito, а знаменитое вителло тоннато этого шефа подают уже на современной посуде этого же бренда.

В библиотеке книги стоят на полках Франко Альбини для Cassina 1956 года. В номерах также замечена знаменитая напольная лампа Arco, которую Акилле и Пьер Джакомо Кастильони разработали для Flos в 1962-м. Но эта версия Arco необычна: мрамор на основании не традиционно белый, он сочетается с цветовым решением номера.

Историк Светоний писал об Октавиане Августе в свое время: «Он так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Мрамор в Bulgari Roma не менее обилен и разнообразен. От бежевого мрамора кьямпо, которым покрыто все фойе, до четырех видов мрамора в ванных комнатах, подобранных в соответствии с цветовой темой гостевого номера, – ближневосточный желтый мрамор брокатель, мрамор цвета «красная яшма» из Судана, бразильские «зеленый кварцит» и белый «Тадж-Махал».

Потрясающее впечатление производит ванна в люксе Bulgari, самом большом в отеле, – она сделана из цельного куска мрамора арабескато коркья. Ее форма напоминает ванны из терм Каракаллы, которые, кстати, были главным референсом при создании дизайна спа – мозаика Bisazza в бассейне прямо цитирует античные мотивы.

Переливающейся золотом мозаикой Bisazza оформлена и кондитерская Bulgari Dolci. А конфеты упаковывают в подарочные коробки, напоминающие те, что используют для драгоценностей. И это чудесная идея: если украшения Bulgari приобретают по особым поводам, то повод, чтобы зайти в отель и просто купить пралине в «ювелирной» коробке Bulgari, не нужен.