Коллаборация как полноценный арт-проект
С отрудничество девелопера городских кварталов Forma и онлайн-галереи современного искусства «Объединение» привело к появлению в Москве камерной выставки «Форма присутствия». Проект, разместившийся в дизайн-пространстве жилого квартала Soul до 26 октября, предлагает зрителю задуматься о том, что превращает простое пространство в настоящий дом. Это вдумчивое исследование эмоциональной географии familiarных мест через призму современного искусства.
В центре кураторского замысла – фундаментальный, почти экзистенциальный вопрос: что же на самом деле формирует ощущение «я дома»? Это не про стены, мебель или цвет обоев. Речь идет о тех неуловимых элементах – эмоциях, воспоминаниях, тактильных ощущениях, – которые редко фиксируются визуально, но именно они создают уникальную атмосферу места, где можно быть собой.
«Мы сохраняем преемственность в названии выставки и теперь рассуждаем не о форме времени, как в прошлом году, а о форме присутствия»
Как отмечает операционный директор галереи «Объединение» Александра Жиленко, этот проект стал продолжением диалога между партнерами: «Мы сохраняем преемственность в названии выставки и теперь рассуждаем не о форме времени, как в прошлом году, а о форме присутствия».
Для раскрытия темы куратор Майя Ковальски, искусствовед и основатель центра современного искусства «Терминал А», собрала группу из шести художников, каждый из которых обладает уникальным почерком. Все работы были созданы специально для этого проекта. А сам он по сути вступает в диалог с девелопером Forma, для которого дом – это не просто здание, а пространство для жизни, где можно быть собой.

Каждый из авторов использует индивидуальные художественные подходы.
Екатерина Герасименко направляет внимание на детали интерьера – сервант, ручку стула, детские игрушки, которые становятся маркерами памяти о доме. В своих работах она сочетает реализм в живописи и скульптуре с элементами иллюзии.
Регина Рзаева обращается к тактильной памяти, создавая образ дома через ощущения от разных материалов. Она уделяет большое внимание солнечному свету, который делает пространство мягким и теплым, и изучает визуальные ассоциации из повседневных деталей.
Анна Дерябова и Полина Майер обращаются к детским воспоминаниям. Дерябова воспроизводит дом и его детали глазами ребенка, когда все видится огромным и даже мелочи имеют значение. Майер же фиксирует фрагменты детства – качели во дворе, золотой свет заката – в текстурах и с помощью фотографических техник.
Александра Азовцева также работает с воспоминаниями, исследуя, как бытовые предметы преображаются воображением, превращаясь из непривлекательных в милые и фантастические образы.
Дмитрий Жуков в своей серии представляет дом как пространство без тревоги – это воспоминания о жизни у бабушки, где важны не события, а состояние покоя и внимания к простым вещам. В своем творчестве он оперирует элементами массовой культуры, от мемов до мультфильмов, перенося их в фигуративную живопись.

«Форма присутствия» – это не просто выставка, а стратегический проект, углубляющий концепцию бренда Forma. Как подчеркнул заместитель руководителя девелоперской компании Александр Ким, Soul пропитан творческим духом, и компания стремится сохранить эту культурную среду, развивая ее через выставочные проекты. Выставка была приурочена к запуску третьей очереди жилого квартала бизнес-класса Soul, что добавляет проекту концептуальной целостности.
Глубокий культурный пласт нового квартала неразрывно связан с историей Изофабрики – выдающегося памятника архитектуры, построенного в 1933-38 годах по проекту советского архитектора Г. П. Гольца. Сегодня это обновленное пространство становится центром притяжения для современных импакт-проектов: студий живописи, паблик-арт резиденций, детских клубов, арт-студий, коворкингов, сенсорных комнат, а также выставочных, образовательных и event-площадок.
Этот проект удачно показывает, как коммерческий девелопмент может выходить за рамки простого строительства с темой дома на глубоком, философском уровне, и предлагает зрителю задуматься о том, из каких хрупких, но прочных материй складывается наше личное чувство дома.








