В Третьяковской галерее открылась выставка «Матисс и Пикассо. Цвет и форма», позволяющая выстроить диалог между шедеврами французских художников и работами российских представителей нового искусства
А нри Матисс и Пабло Пикассо, ключевые представители европейского модернизма, не только сформировали новые принципы воспроизведения реального мира, но и сыграли важную роль в развитие русского авангарда. Благодаря им Париж стал центром притяжения отечественной творческой интеллигенции – от театральных деятелей вроде Сергея Дягилева до ведущих живописцев, графиков и скульпторов, среди которых Н. Удальцова, Л. Попова и В. Татлин, которые приезжали учиться у своих французских кумиров.
Русские художники разделились на два лагеря. Те, кто пошел по стопам великого фовиста, придавали особое значение интенсивным и звучным цветам, орнаменту и игре с плоскостью и объемом. Другие, последователи кубизма, выстраивали изображения из геометрических форм, анализируя его структуру.

Выставка «Матисс и Пикассо. Цвет и форма» в Новой Третьяковке на Крымском валу открылась в зале Марка Шагала, чьи работы сейчас представлены на выставке в Пушкинском музее. Пятнадцать шедевров французского нового искусства не сопоставлены напрямую с произведениями российских художников, выводя момент «соперничества» за скобки.
Ассоциации на уровне отдельных мотивов возникают по ходу движения по основной экспозиции. «Утки» М. Ларионова, написанные с оглядкой на импрессионистов, отсылают к схожей манере Матисса, чьи масляные мазки будто растекаются в полупрозрачные акварельные пятна. «Розовая мастерская» явно вдохновила П. Кончаловского на выбор фона для «Портрета семьи», а «Марокканский триптих» напоминает о бухарских пейзажах П. Кузнецова. «Василий Блаженный» А. Лентулова и «Портрет Мидхата-Рифатова» Р. Фалька – вариации на тему аналитического кубизма Пикассо, в то время как «Скрипка» Л. Поповой является авторской интерпретацией одноименного полотна мэтра.

Этикетки к некоторым работам расскажут, как Матисс вдохновил Кончаловского на поездку в Испанию, как «Девочка на шаре» стала самой известной картиной Пикассо в нашей стране и какой отзыв о нем оставил «реалист из реалистов» В. Суриков.








