Промышленность: оптимистов все больше

На неделе с 18 по 25 февраля индекс промышленного оптимизма ИЭПП продолжил расти. В феврале тех, кто говорил, что фактический выпуск снижается, было всего на 9% больше, чем тех, кто говорил, что он растет.
В.Баранов

На неделе с 18 по 25 февраля индекс промышленного оптимизма, который рассчитывает Институт экономики переходного периода (ИЭПП), продолжил расти. Февральское значение на 3 п.п. лучше январского: -28 против -31. По сравнению с декабрьским минимумом (-33) индекс вырос на 5 п.п. Предприятия пытаются выбраться из кризисной ямы, объясняет Сергей Цухло из ИЭПП.

ИЭПП проводит регулярные опросы руководителей 1100 промышленных предприятий, оценивая спрос на продукцию, запасы готовой продукции, планы изменения выпуска и фактическое изменение спроса. Индекс отражает соотношение между теми, кто дает оптимистичные и пессимистичные ответы.

В феврале тех, кто говорил, что фактический выпуск снижается, было всего на 9% больше, чем тех, кто говорил, что он растет. Для сравнения: в ноябре этот показатель составлял 37%, а в декабре - 35% (здесь и дальше все с учетом сезонности). В черной металлургии, химии и нефтехимии производство уже начинает расти. Снижение демонстрируют пищевая, легкая промышленность и строительная индустрия, говорится в обзоре ИЭПП.

Во всех отраслях, кроме легкой промышленности и строительства, опрошенные руководители ждут роста. Но в целом пессимистов по-прежнему больше на 5% (против 13% в январе).

Отпускные цены производителей продолжают снижаться, но самыми медленными за последние 4 месяца темпами. В ближайшие месяцы предприятия перейдут к повышению цен, считает Цухло: исключение могут составить леспром и строители.

Произошло некоторое улучшение, осторожно соглашается Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: статистика по прежнему ухудшается, но не так сильно, как раньше.

Позитивные сдвиги наметились в кредитовании промышленности: в феврале уже 28% предприятий могут занимать деньги. Это на 11 п.п. больше, чем в провальном декабре. В первую очередь на кредиты рассчитывают пищевая промышленность, металлургия и машиностроение.

В феврале закончилась девальвация рубля, напоминает Владимир Тихомиров из "Уралсиба": во время девальвации предприятия и банки предпочитали всем действиям покупку валюты. Сейчас кредитование может возобновиться, заключает он. В марте продолжится отрицательная динамика, уверен Тихомиров: положительных темпов роста можно ждать не раньше мая-июня.