Статья опубликована в № 3122 от 14.06.2012 под заголовком: Школьная быль

"Сон в летнюю ночь" Бриттена в Музыкальном театре: Школьная быль

Артисты Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко под руководством дирижера Уильяма Лейси блестяще исполнили «Сон в летнюю ночь» Бриттена, их не сбил даже режиссер Кристофер Олден
В.Лапин / Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальный театр на Большой Дмитровке, труппа которого – за малыми исключениями – удивляет многообразием своих умений, все-таки отдал дань и проектному мышлению: спектакль «Сон в летнюю ночь» сделан в копродукции с Английской национальной оперой и был уже показан в Лондоне. В Москву прибыли английский дирижер и постановочная команда, но абсолютно все исполнители были-таки найдены дома.

Ни на слух, ни на взгляд этого не ощущается – настолько лихо и уверенно впечатались артисты в стиль музыки Бенджамина Бриттена, английскую просодию и режиссерские кульбиты. Две пары лирических героев, путающихся в любовях под воздействием волшебного дурмана, к финалу превратились в изящный квартет (Лариса Андреева и Мария Пахарь – Артем Сафронов и Дмитрий Зуев), символизирующий молодые силы театра. Комические фигуры мастеровых-актеров были виртуозно сыграны квинтетом, в котором лидировал Антон Зараев (Основа) и травестировал Сергей Балашов (Флейта, изображавший овидиевскую Фисбу). Взбалмошную Титанию поэтично спела Евгения Афанасьева, высокородную пару Тезей – Ипполита с шиком изобразили Роман Улыбин и Ксения Дудникова. Кого в труппе театра нет – это контратеноров, поэтому Оберона пел приглашенный Артем Крутько из Челябинска – на безупречном европейском уровне. А ведь перечислен только первый состав.

Музыка Бриттена заиграла красками в исполнении детского хора и оркестра, звучавшего свежо и прозрачно под управлением Уильяма Лейси. Дирижер и артисты передали изысканное очарование стиля Бриттена – одного из немногих композиторов ХХ века, кто умел составить градацию радости и печали так же тонко, как это умели Моцарт и Россини.

Этого не оценил режиссер Кристофер Олден, бестрепетно заменивший волшебный лес на каменный двор школы для мальчиков и навязавший опере Бриттена сценический сюжет, в котором Тезей все три акта безмолвно терзается воспоминаниями, лесной волшебник Пук злобно орет на зрителей, а веселая шекспировская случка Титании с ослом превращена в сексуальное дефиле, приправленное насилием. Как и многие современные художники, Кристофер Олден, вероятно, не мыслит искусства без вскрытия язв общества, одной из которых является репрессивная школьная система. Это достойная позиция, однако удачных театральных решений она, увы, не гарантирует.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать