Выставка “Первая книга”: Это не надгробие

Выставку «Первая книга» в музее-заповеднике «Царицыно» впору назвать «Последняя книга»: будущее печатных изданий сегодня неясно
Книга уже готова стать музейным экспонатом/ А.Махонин/ Ведомости

Большая элегия Джону Донну» Иосифа Бродского, тщательно выписанная Ксенией Бисти на девяти белых и двух черных тарелках. Бетонный кубик Рубика, на котором Сергей Катран расположил буквы русского алфавита. В «Мелочи» Евгения Грищука в роли букв выступают монеты, впечатанные в бумагу, их надо «читать» на ощупь. А в «Человекокниге» Ольги Ганжи меняется уже природа бумаги: текст ложится здесь на человеческое тело.

«Первая книга» – не выставка памяти книгопечатания, это показ нынешнего состояния «книги художника», арт-вариаций на тему традиционной книги. Давид Бернштейн оформил музейные залы не как надгробие, но как чествование – такие легкие и в то же время красивые экспозиционные решения в московских музеях редки.

Около 300 работ двух сотен авторов представляют практически весь мир. В Хлебном доме царицынского комплекса есть художники из Франции и Швейцарии, США и Финляндии, Турции и Бразилии. Но больше всего россиян – и произведений, созданных в последние годы. Это не только объекты, но и книги, где текстом оказываются фотографии, и видеофильмы: экраны сегодня всюду уместны.

Феномен «книги художника» в последнее время популярен в Москве – недавняя выставка, организованная Борисом Фридманом в Манеже, стала событием. Но кураторы «Первой книги», представляющие международное объединение «Книга художника», подчеркивают разницу между франкоязычным livre d'artiste (которую они понимают прежде всего как тиражную графику) и англоязычным artist's book, произведением, стремящимся быть уникатом. Английский термин и надо применять по отношению к этой выставке.

Хотя Михаил Погарский, один из авторов экспозиции, утверждает, что «не художник работает для книги, а книга работает на художника», этот симбиоз оказывается слишком сложным для его расчленения. К нему примешивается и желание понять, куда движется «Галактика Гутенберга», какие формы она примет после того, как законы восприятия мультимедийной информации окончательно отменят правила традиционного чтения.

До 21 апреля