В Брегенце показали первую в мире ситком-оперу

Фестиваль в Брегенце знаменит программой современного искусства. Именно здесь показали первую в мире ситком-оперу
Телевизионная комедия пришла и в оперу/ ©Bregenzer Festspiele/ Anja Köhler

В Брегенце ставят много новых опер, в том числе одноактных: одним из событий прошлых лет стала заказанная фестивалем опера Рихарда Дюнзера «Радек» о лучшем публицисте нашей «Правды». Традиция жива: среди премьер этого года - «Жизнь на краю Молочной улицы» венца Бернхарда Гандера.

Она выглядит полноценной оперой - три акта, больше двух часов действия. Более того, это оперный сериал, он состоит из эпизодов, созданных по принципу телевизионных ситкомов (от англ. situation comedy), что делает оперу практически бесконечной.

Либретто Йоханнеса Хайде и Криста Зальхнера - о некоем Европейском бюро будущего, куда вдруг нагрянула проверка в лице Лео-Марии Блума (немецкий баритон Бенджамин Апл) и практикантки Имоджен (австрийское сопрано Тереза Длухи). В Брегенце показали первые три из запланированных семи эпизодов - «Агент из Брюсселя», «Принцип Голливуда» и «Хэллоуин - (почти) всегда зависит от размера», в последнем речь идет об офисном празднике с шарами и конкурсом на лучшую тыкву. По ходу дела героям открываются скрытые ценности и высшие тайны, Лео узнает, кто его отец, а Имоджен заставляет всех в нее влюбляться. Не обходится и без криминальных событий вроде взлома шкафа с документами, но не сказать, чтобы зритель смеялся три акта не переставая. Иронии хватает, как и сатирического дарования у исполнителей (хорош австрийский контратенор Бернхард Ландауер в партии Кевина). Дирижер Симеон Пиронкоф и ансамбль PHACE выступают в роли то оперного оркестра, то коллектива, сопровождающего спектакль в театре драмы. Режиссер Никола Рааб (в Брегенце она ставила отличную «Семью марафонцев», а в «Новой опере» в Москве - «Тристана и Изольду») пыталась динамизировать либретто, выглядящее как work in progress (так сегодня говорят о том, что раньше называли «сыровато»). В итоге, вероятно, окажется, что принципы телеэстетики неприменимы к опере в чистом виде. Но тем и хороши фестивали, что в них есть место не только художественному подвигу, но и глубокой разведке.

Брегенц