Немецкий авангардный пианист Александр фон Шлиппенбах выступил в Москве

Немецкий авангардный пианист Александр фон Шлиппенбах представил московской публике «почти полное собрание сочинений» одного из отцов бибопа - Телониуса Монка

Концерт в московском культурном центре «Дом», формально оставаясь джазовым, вполне может претендовать на звание одного из важнейших музыкальных событий уходящего года. Маститый немецкий пианист, один из создателей (в 60-е гг.) европейского фри-джаза Александр фон Шлиппенбах вместе со своими земляками-берлинцами, квартетом с ироничным названием Die Enttаuschung («Разочарование»), представили программу Monk's Casino, в рамках которой за три часа сыграли в переполненном «Доме» почти все авторское наследие главного пианиста бибопа Телониуса Монка (1917-1982).

Экстравагантный гений, Монк еще при жизни стал одним из самых интерпретируемых джазовых композиторов. Но Шлиппенбах и его единомышленники подошли к вопросу с немецкой основательностью. Хотя их собственное творчество, опирающееся, что вполне естественно, на европейскую, а не на афроамериканскую традицию, далеко ушло от американского джаза.

В 2005 г. они записали тройной компакт-диск с тем же названием - Monk's Casino, на котором впервые исполнили (предварительно разыскав) все авторские пьесы Монка. Получился своего рода джазовый «кёхель» - полное собрание сочинений, только не Моцарта, а Монка, 69 пьес, переаранжированных для квинтета с двумя духовыми (чего у самого Монка никогда не было) - фортепиано, контрабас, ударные, труба и бас-кларнет. И с того времени выступают с этой блестящей программой общей длительностью свыше трех часов по всему миру.

Московский концерт, к счастью, оказался короче. Музыканты пожертвовали несколькими самыми известными пьесами Монка, такими как Blue Monk и Straight, No Chaser, и хорошо сделали. Потому что это все-таки была не презентация ученого компендиума, а живой джазовый концерт, полный импровизации и развернутых шуток, что полностью соответствовало духу самого Монка, известного не только парадоксальной техникой и неожиданной фразировкой, но и нелепыми шапочками и бородкой. И если в первом отделении музыканты, люди весьма зрелые, еще держались в прямом смысле слова рамок сцены, давая знающей публике возможность оценить виртуозные соло и великолепную сыгранность, то во втором разошлись уже на полную.

Главным шоуменом выступил длинный и тощий, под стать своему инструменту, бас-кларнетист Руди Махалл. Музыканты, не прекращая играть, ходили кругами по залу (пробираясь с контрабасом через толпу!), перекликивались в темноте от сцены до входных дверей, одну пьесу сыграли под «аккомпанемент» звонко скачущего пинг-понгового шарика, который все время куда-то закатывался, что еще добавляло ритмического своеобразия. А под конец просто улеглись на сцену - дескать, устали!

Но потом встали и сыграли два биса - «концептуальный», на 10 секунд, и «нормальный». Потому что это был нормальный концерт нормального классического композитора. Только джазового.