Интернет-магазин спорттоваров Dotsports.ru – новый проект Степана Михалкова

Что заставило ресторатора переключиться на электронную коммерцию
Dotsports.ru работает по дропшиппинговой модели: у магазина нет своих складов, товары клиентам он поставляет напрямую от дистрибуторов/ Михаил Подгорный

«Ресторанный бизнес сейчас – это, знаете, как минное поле. Открыл ресторан, смотришь на него через три месяца и думаешь: сейчас закрывать или дальше смотреть?» Степан Михалков сидит за столом в собственном ресторане «Ваниль» и под конец этой фразы грустно улыбается. Между двумя последними кризисами ему пришлось закрыть или продать несколько проектов, в том числе «Индус» и «Вертинский». «Раньше, когда я только вошел в этот бизнес, это было очень прибыльное направление. Но сейчас ситуация в корне поменялась, – объясняет предприниматель. Конкуренция огромная – и маленькие кафе, и доставка готовой еды на дом отбирают клиентов у ресторанов. А покупательная способность очень сильно снизилась. Я понимал, что работать будет все тяжелее и тяжелее, поэтому мне и хотелось диверсифицировать свои инвестиции и попробовать другие направления бизнеса».

Осенью 2013 года нашелся подходящий стартап – интернет-магазин спорттоваров премиум-класса Dotsports.ru. Он работает по дропшиппинговой модели (у магазина нет своих складов, товары клиентам он поставляет напрямую от дистрибуторов). Меньше чем за два года работы сайт, на котором представлены товары и экипировка для двадцати с лишним видов спорта, обзавелся более чем 3000 покупателей и генерирует выручку на уровне большого ресторана – свыше 8 млн руб. за 2014 год. И это, по мнению Михалкова и его партнеров, далеко не предел.

Придумали Dotsports.ru Михаил Гостев и Павел Горбач. Первый окончил парижский университет Sciences Po и стажировался в отделе электронной коммерции страховой группы Allianz, второй работал в интернет-магазине Praktisch. Братья Павла были профессиональными теннисистами, отец занимался велоспортом, так что в хороших спорттоварах он разбирался неплохо. А Михаил благодаря учебе в Париже разбирался в дропшиппинге. Друзья начали писать бизнес-план и договариваться с поставщиками спортивной экипировки, еще работая по найму и не имея первоначального капитала. А потом уволились и развернули интернет-торговлю на дому, продолжая поиски инвесторов.

Так Михаил добрался до Степана Михалкова – друга родителей и опытного игрока в теннис, футбол и хоккей. «Я знал и Мишу, и Пашу, поэтому определенное доверие изначально предполагалось, – говорит сам Михалков. – Ребята пришли с детально проработанной концепцией, с очень хорошим анализом рынка. Я видел, как у них горят глаза, как они заточены на результат, это тоже сыграло свою роль». На следующий день после их презентации Степан решил вложить в Dotsports.ru 4 млн руб. «Цифры у них изначально были излишне оптимистичные, но сама модель оказалась жизнеспособной. Исправляя ошибки и инвестируя дополнительные средства, мы вышли на самоокупаемость», – резюмирует он.

Удивительным образом кризис 2014 года – с санкциями, контр­санкциями, отзывом лицензии у Мастер-банка, где хранились деньги партнеров по Dotsports.ru, и девальвацией рубля – не подкосил бизнес спортивного интернет-магазина. «Конечно, прямые последствия негативны – это рост закупочных цен для нас и розничных цен для наших клиентов, – говорит Гос­тев. – Тем не менее многие поставщики, с которыми было сложно разговаривать до кризиса, гораздо охотнее стали идти на наши условия». А Михалков по своим друзьям видит, что с кризисом люди больше стали заниматься спортом.

Сейчас в Dotsports.ru представлены оригинальные товары от Adidas, Asics, Bauer, Campagnolo, Fischer, Nike, Reebok, Speedo, Wilson, Yonex и др. Михалков, Гостев и Горбач (они владеют компанией в равных долях) собираются расширять ассортимент за счет эксклюзивных брендов, которых пока нет в России, и открывать концепт-сторы во всех крупных городах страны. Продавцов хотят нанимать из бывших спортсменов, в которых видят своих единомышленников. Так же основатели Dotsports.ru относятся и к своим клиентам. «Мы знаем всех по именам, они – нас, приходят уже как к старым друзьям», – рассказывает Михалков.

С моментом для входа в интернет-бизнес он, похоже, угадал. Если только не считать кризис: «Когда я инвестировал 4 млн руб. и затем дополнительные средства, в долларовом эквиваленте это было больше, чем сейчас. Для меня это достаточно большая сумма». Зато онлайн-торговля в России растет, несмотря на падение ВВП, вместе с увеличением числа пользователей интернета. Половина заказов поступает из регионов, где зачастую просто нет крупных сетевых ритейлеров. Михалков приводит в пример постоянную клиентку из городка Тарко-Сале на Ямале: «Она у нас много чего заказывала для своих детей, которые занимаются хоккеем и единоборствами, и очень нами довольна, потому что иначе ей негде было бы все это приобрести». Заказы в Тарко-Сале "Почта России" доставляет в течение пяти-шести дней – нормальный срок по стандартам западных интернет-магазинов. «По части доставки клиентам у них уже есть огромное преимущество перед остальными – и по срокам, и по цене», – признает Гостев.

Партнеры по Dotspots.ru считают, что их бизнес можно масштабировать «до очень крупных цифр», и готовятся ко второму раунду инвестиций – на этот раз хотят привлечь деньги со стороны. Так что, возможно, скоро Степана Михалкова переименуют из ресторатора в интернет-предпринимателя. «Я не обращаю большого внимания на то, как обо мне говорят, – усмехается он. – Просто стараюсь не делать проекты, которые сулят лишь финансовую прибыль. Пока что получается делать то, что мне нравится».