Скрипачка Ася Соршнева и ICQ-Project сыграли минималистов

Радикальные образцы стиля и сегодня могут смутить неподготовленную публику
Ансамбль Аси Соршневой играет сам с собой в записи/ Е. Разумный/ Ведомости

Камерный зал Дома музыки подтверждает репутацию площадки, на которой разнообразно и качественно исполняется репертуар, отличный от классического. На сей раз лидером выступила Ася Соршнева – во главе команды, чье название ICQ-Project созвучно имени скрипачки. Мы знаем Соршневу как превосходного камерного музыканта, владеющего разными стилями, в том числе и авангардом. В программу Vaticination («Предсказание») и частично диск с тем же названием вошли, однако, произведения композиторов, кто в молодые годы отверг авангард самым решительным образом.

Классиком минимализма считается американец Стив Райх, и в исполнении Аси Соршневой мы услышали один из самых основных его опусов – Violin Phase (1967), где скрипка играет сама с собой в записи, нотный текст, строящийся всего на нескольких звуках, одинаков в обеих партиях, а процесс образуется в результате последовательных фазовых сдвигов. Судя по реакции части зала, опус Райха остается крепким орешком для неподготовленной аудитории. Этого не скажешь о другом, много более позднем его произведении Double Sextet (2007), где уже целый секстет играет сам с собой в записи, а ритмического, гармонического и тембрового разнообразия хватает на то, чтобы ублажить и меломанов, настроенных на звуковой комфорт.

Юношеская война с авангардизмом имеется и в биографии Валентина Сильвестрова – в его Post Scriptum для скрипки и фортепиано (1990), сыгранном Асей Соршневой в ансамбле с Ксенией Башмет, дрожат и отсвечивают отголоски и обрывки классики, а в центре звучит кантиленная мелодия совершенной красоты.

Еще один композитор, изменивший авангарду, – Георгий Пелецис был представлен сочинением «Музыка за стеной» (1984), в котором нашел звуковое отражение счастливый семейный быт соседей композитора по рижской квартире его детства. Но был сыгран и новый, изобилующий повторами и пустотами опус «Замерзающий водопад» (2012) с музыкой, всецело соответствующей названию.

А в центре программы оказался композитор, кто вывел минимализм в мейнстрим, – Джон Адамс, в чьем Road Movies (1995) минималистские паттерны рояля сочетаются с эстрадизированной скрипкой, а в средней части, где нижняя струна скрипки перестраивается на тон ниже, звучит густая психоделическая медитация.