Что покупали на 7-й арт-ярмарке Cosmoscow

В Гостином дворе можно было посмотреть и купить произведения искусства – или просто на них посидеть
Стенд галереи JART, оформленный художницей Ириной Кориной и архитектором Ильей Вознесенским, был одним из самых заметных на ярмарке/ Артем Геодакян / ТАСС

«В коридор надо что-нибудь попроще: черная или белая какая-нибудь картина», – обсуждали посетительницы, не глядя проходя мимо стендов. Сразу хотелось предложить им купить что-нибудь попроще, например тумбочку или вешалку. Но секция дизайна на ярмарке была представлена такими предметами интерьера, что под тумбочку пришлось бы подбирать новую квартиру.

Cosmoscow в последние годы критиковали за избыток мебели и интерьерных вещей. А также за недостаток иностранных галерей и путаницу с выставочными стендами, работы с которых не продавались. Практически все ошибки в этот раз были исправлены.

Отдохни

Пуфики на красном матовом стенде «Китайский коллекционный дизайн» стоили по 5000 и 8000 евро, но на них можно было просто посидеть, чем посетители охотно пользовались. Ощущение странное – с виду галька, а мягкие! И главное, предмет искусства все-таки. Но ярмарка не музей.

Кристина Краснянская, куратор секции «Дизайн» Cosmoscow и основательница галереи «Эритаж», говорит, что в России «ниша коллекционных предметов интерьера абсолютно не занята». Между тем «это не только вложение, но и возможность сделать свой интерьер индивидуальным», продолжает Краснянская: «Сейчас многие ярмарки включают секции дизайна, даже такие консервативные, как TEFAF в Маастрихте (голландская выставка искусства и антиквариата. – «Ведомости»). Это отдельная ниша, которая логично встраивается в искусство, в том числе современное. И мы на своем стенде показываем предметы XX и XXI вв.».

Кто продал Путина

Хороший знак: на Cosmoscow снова появились крупные зарубежные галереи. Например, Georg Kargl Fine Arts привезла работы современного болгарского классика Недко Солакова, которого у нас в отличие от Европы почти не знают. Стоимость варьировалась от 6000 евро за небольшие графические листы до 80 000 евро за инсталляцию. Владелица галереи Инес Ломбарди призналась, что не хочет сравнивать московскую выставку с иностранными. «Дело не в различиях. Это в позитивном смысле инициирует культурный обмен, – считает Ломбарди. – Мы привезли сюда Недко Солакова, восточноевропейца, который много говорит о прошлом, о мировых изменениях, поэтому понятен и близок русскому зрителю». Но русский покупатель пока не понял: галерея ничего не продала.

Сosmoscow в цифрах

Разброс цен на ярмарке – от 3000 руб. за футболку с шелкографией у галереи JART до 500 000 евро за работы Микеланджело Пистолетто в галерее Giorgio Persano.
Хорошие продажи у секции «Дизайн»: NG Gallery выручила 20 000 евро, а галерея «Палисандр» – 40 000 евро. Со стенда «Палисандра» был продан хит ярмарки – кресло архитектора Дарьи Беляковой за 15 000 евро, в котором сфотографировались почти все гости.
Консервативная галерея «Веллум» (где можно купить Шишкина или Левитана) на ярмарке продавала Эрнста Неизвестного, причем в первый день работы ярмарки было куплено 70% стенда. Выручка составила 60 000 евро.

Директор галереи Quimera из Буэнос-Айреса Габриэль Биттерман был рад первому визиту в Россию. Ему понравился хороший свет в Гостином дворе и расположение в центре города. Первой продажей стала керамическая тарелка с карикатурным портретом Путина за 800 евро. Но Хорхе Помар, автор тарелки, пишет не только портреты мировых лидеров на посуде. У него есть остроумные графические работы, на которых оружие похоже не то на эмодзи, не то на мармеладных мишек. Сатира пользовалась спросом: Quimera продала работ на 12 000 евро. Вообще-то у аргентинского галериста был редкий политический стенд на Cosmoscow. Но не единственный: прямо на входе гостей ярмарки встречала яркая и остроактуальная работа Екатерины Муромцевой «Пикет» (галерея XL Project).

Работа Екатерины Муромцевой «Пикет» (галерея XL Project) – не частый на Cosmoscow пример политического искусства / YURI KOCHETKOV/EPA/ТАСС

Финская галерея Forsblom продала работу скульптора по дереву Стефана Балкехола за 57 000 евро, а одна из крупнейших берлинских галерей – Peres Projects – работу Донны Хуанки за 55 000 евро (год назад у художницы была огромная персональная выставка в одном из замков венского Бельведера).

Летайте табуретками и не только

Лучшим стендом Cosmoscow был признан стенд галереи Artwin, полный черно-белых провокативных (на самом деле нет, но с гениталиями) работ Алисы Йоффе и Евгения Гранильщикова. Но выделялся и стенд галереи JART, оформленный художницей Ириной Кориной и архитектором Ильей Вознесенским. Их цветные флюоресцентные металлические конструкции были похожи на строительные леса и решетки для гриля одновременно. А внутри, в пластиковом боксе, сидел художник Викентий Нилин и нон-стоп изготавливал шелкографические футболки (на одном тираже было написано «Счас меня вырвет») – тоже на продажу (по 3000 руб.). Продажи на стенде вообще шли бойко: тиражные продукции лучших российских художников стоили приемлемо. Купить шелкографию «Летайте табуретками» самого дорогого отечественного художника Ильи Кабакова можно было за $3800. А сдержанные, но трогательные работы Дмитрия Гутова – и вовсе за $550.

Галерея Altmans, впервые участвовавшая в Cosmoscow, выделялась работами в золотых рамах, что странно в контексте ярмарки современного искусства. Необычно было и содержание рам: литографии Шагала, Дали и Вулоха (при том что в основном художники, чьи работы продают на ярмарке, живы и даже молоды). «Мы выглядим самыми классичными здесь, но чувствуем себя комфортно: наших художников еще рано списывать с корабля современности», – объяснил арт-консультант галереи Никита Алексеев. Ценники на литографии Шагала из «Библейской серии» начинались со 115 000 руб. На второй день выставки половина из них была продана или зарезервирована.

Селфи и автографы

Многие стенды стали для гостей идеальным местом для селфи. Музей «Гараж» выставил реконструкцию квартиры Владислава Мамышева-Монро, где художник фотографировался в образе куклы Барби. Там же посетителям можно было поваляться на кровати и примерить накладные грудь и попу, использованные в фотосерии художника.

А Георгий Острецов придумал для галереи ГУМ-Red-Line белый лабиринт с двухметровыми стенами, обтянутыми холстом. На вернисаже его расписали Павел Пепперштейн, Ирина Корина, Алиса Йоффе, Владимир Дубосарский, Пахом и другие художники. Можно будет порезать и продавать кусками, а лучше целиком – как музей.

Георгий Острецов придумал для галереи «ГУМ-Red-Line» белый лабиринт, начал расписывать его сам и дал порисовать другим художникам / Александр Натрускин / РИА Новости

Альтернатива

Красивые девушки в туфлях Louis Vuitton, пресытившись современным искусством, разглядывали позолоченные люстры в антикварном магазине на втором этаже Гостиного двора. Мимо то и дело пробегали Ксения Собчак и Андрей Малахов. За ними бегали камеры. В мае на конкурирующей ярмарке Da!Moscow за посетителями по Гостиному двору бегал арт-дуэт «ЕлиКука» – было веселее.

Гости ярмарки с самого утра были уже с шампанским в руках. По 1300 руб. за бокал. Художники горевали: куда же делась родная сердцу водка «Белуга», на основе которой в предыдущие годы делали бесплатные коктейли?

Поэтому в день открытия ярмарки, когда парадное пространство Гостиного двора заполонили випы всех мастей, богема бегала в соседний подъезд, где бесплатно разливали сносное грузинское вино. Там в тот же день открылась предаукционная выставка Владимира Овчаренко «Все по 100». Имена отечественных художников у двух конкурирующих институций по большей части совпадали. Только у Овчаренко была возможность приобрести их работы со стартовой ценой в 100 евро.

Пространство выглядело странно: первый этаж – кирпичные стены Гостинки с круглыми сводами окон и дверей, а подвальный – цеха ресторана, обложенные белой плиткой и коммуникационными трубами. Овчаренко признается, что никто из приглашенных архитекторов ничего не смог с этим сделать – разводили руками; поэтому картины и этикетаж вешали на то, что было. Получилось, однако, хорошо.

Овчаренко не считает открытие выставки своего аукциона в один день с Cosmoscow провокацией (хотя такой жест был бы логичен, если учесть, что галерея Ovcharenko который год отказывается от участия в ярмарке): «Конкуренция только на пользу идет, я заинтересован в их продажах. Особенно обидно за иностранные галереи с отрицательным результатом, которые больше не возвращаются», – говорит Овчаренко.

«Хочется, чтобы галеристы все продали. Чтобы разговоры о том, что рынка нет, были несостоятельны. Это мое искреннее желание», – заверил Овчаренко. А на все вопросы о стремлении затмить Cosmoscow отвечал, что клиентам его аукциона было удобно посмотреть все в один день.