Что будут смотреть в ближайшее время на экранах телевизоров и гаджетов

В Каннах прошел рынок цифрового контента Mipcom
Триллер «Дьяволы» – одна из главных гала-премьер Mipcom 2019: мрачный Лондон снят в Риме /Mircom World Premire TV

Разговоры о том, что настоящее кино уходит в сериалы, идут давно. Но, в отличие от кинематографистов, аналитики цифрового контента рассуждают на эту тему прозаично: идет конкуренция за свободное время, и все прорывные сериалы – лишь удачные случаи на поле этой конкуренции. Меняется и само поле: команда крупных стриминговых игроков скоро прирастет «Диснеем», противостоять гигантам всё сложнее, «мелкие» ищут новые пути выживания.

В процессе турбулентности находится и сам Mip. Рынок делится на две сессии: осеннюю – Mipcom и весеннюю – MipTV. Традиционно считалось, что осенняя насыщеннее и важнее. Но три года назад внутри MipTV возник фестиваль сериалов Canneseries с амбициями стать тем же, чем «большие Канны» – для кинематографа. И, кажется, компании теперь придерживают лучшие сериалы до весенних Каннов, во всяком случае обе гала-премьеры нынешнего Mipcom не поднялись выше отметки «приличный средний уровень».

Бонды и дьяволы

Шведский «Агент Хамильтон», сделанный при участии немецкой Beta Film, – это перенесенная в наши дни экранизация серии шпионских бестселлеров Яна Гийу. Молодой агент Карл Хамильтон (норвежский актер Якоб Офтебро) проходит обучение в закрытой разведшколе. Какой именно, мы не знаем, можно предположить, что американской, но, возможно, и российской: русский след в картине есть, но пока трудно понять, куда он ведет. Затем Карл приезжает домой, как бы случайно оказывается на месте теракта, убивает террористку и получает предложение от местных спецслужб вернуться в строй. На премьере много говорилось о том, что это не шведский Бонд и не шведский Борн, но пока все слишком похоже именно на усредненного Борна-Бонда.

Вторая гала-премьера – «Дьяволы»: произведенный в Италии психологический триллер из мира больших денег и темных страстей. Дело происходит в лондонском офисе крупного американского банка в 2011-м, главные герои – молодой амбициозный селф-мейд банкир (Алессандро Борги) и его наставник (Патрик Дэмпси). Финансовый кризис зарифмован с личным: у героя запутанные отношения с бывшей женой-наркоманкой, люди, вышедшие из низов, рвутся наверх, а потомственная финансовая элита скользит вниз по склону интриг и махинаций. Снято вычурно, нарочито манерно – и, возможно, именно это, несмотря на убедительную игру актеров, не позволяет сочувствовать героям.

Рабочие рыночные показы тоже уступали весенней программе Canneseries, но обратил на себя внимание британский «Несчастный случай» (The Accident), который перекликается и со «Штормом» Бориса Хлебникова, и с очень сильным польским фильмом «Тело Христово», показанным в одной из программ Венеции. В маленьком уэльском городке в строящемся здании фабрики гремит взрыв, стены рушатся, а под ними погребены подростки. Выживает только одна девочка – дочка здешнего политика, она-то и привела друзей в это место. Город накрывает волна эмоций самого разного окраса, ломая привычный распорядок жизни и меняя людей до неузнаваемости.

Из российских компаний в рыночных показах участвовала «Пятница» со своей «Мылодрамой» и канал «Настоящее время» с проектом Андрея Лошака о рунете.

Комедии лучше

Общую картину сериального мира, как обычно, давал обзор Fresh TV швейцарской компании WIT. На этот раз было много драматичных сюжетов, но больше всего запомнились две комедии: испанская «Мамочка» и финские «Истории из ванной комнаты». 35-летняя героиня первой – менеджер по коммуникациям – не хочет иметь детей. За что ее регулярно чморят подруги, родная мать и общество в целом. Тогда она начинает вести видеоблог о своей якобы беременности. Темы выпусков соответствующие. Например, «фрукты и овощи теперь всегда на моем столе». А потом, отстраняясь от камеры: «Блин! Я забыла про брокколи!» – и закуривает. В Каннах на этом месте смеялись и аплодировали. «Истории из ванной комнаты» – про двух юных лузерш, которые большую часть времени проводят в ванной, откуда легко воровать соседский WiFi (привет «Паразитам»!). И постепенно вся жизнь – их собственная и друзей-приятелей – перемещается в ванную, что рождает массу забавных моментов.

В драмах по количеству повторяющихся ситуаций лидируют полицейские истории, сериалы о пропавших детях, а также проекты, которые можно объединить в блок под условным названием «легко ли быть молодым». Вошла в обзор Fresh TV и уже нашедшая массу поклонников в России «Эйфория» канала HBO.

Из новых тенденций: появились сериалы по мотивам подкастов. В этом году их обнаружено 25, но, возможно, число будет расти.

Российских сериалов в обзоре на этот раз не было, зато один попал в подборку лучших веб-проектов мира – «Digital Доктор». Мир охватили принесенные из сети болезни – хейтерство, селфимания и проч., а вылечить их может только цифровой доктор. Этот проект был также в пакете, который представила в Каннах российская платформа Оkko.

Сейчас по производству вебов в мире лидируют США, Франция и Канада. Очень быстрыми темпами идет освоение веб-сериального пространства в Восточной Европе, и в первую очередь в России.

«Фиксики» едут в США

Наши соотечественники провели в Каннах три презентации: глава дирекции по связям с индустрией компании «Экспоконтент» Евгения Маркова представила большой блок российской анимации и объединенный стенд отечественных компаний Made in Russia (оба проекта при поддержке Российского экспортного центра). Генеральный продюсер Rambler Софья Квашилава рассказала о новых проектах платформы Оkko, а директор по развитию медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук – об амбициях компании в производстве сериалов. Все три девушки были эмоциональны, компетентны и говорили на очень хорошем английском (что, как ни странно, на миповских презентациях совсем не само собой разумеется).

Российская анимация уже давно самый экспортируемый подвид отечественного кинематографа, и каннская подборка продемонстрировала ее конкурентоспособность. Свою продукцию представили 14 студий, в том числе уже хорошо известные за рубежом Wizart, группа компаний «Рики», «Союзмультфильм», «Аэроплан», «Паровоз». Почти все российские проекты были интернационально ориентированы, с внятными сюжетами и актуальными смыслами: познание мира, защита окружающей среды, толерантность и т. д. Было даже трудно поверить, что это проекты из страны, массово проклявшей Грету Тунберг. На разных каннских панелях много говорилось о том, как важно для успеха найти правильный баланс национального и глобального, – большинству российских анимационных проектов это удалось. На стенде Made in Russia было начато несколько десятков сделок, которые находятся сейчас на разных стадиях, но некоторые уже завершены. Среди них продажа анимационной компанией «Рики» своего сериала «Диности» в Италию и Финляндию, «Тима и Тома» – во Францию, а «Пинкода» – в Австрию. Студия «Аэроплан» продала третий сезон «Фиксиков» в США и Британию, а компания Red Carpet Studio – мультипликационный веб-сериал «Рогач и Моргач» на территорию США и Канады.

Остапа понесло

Платформа Оkko представила несколько проектов как собственного производства, так и взятых на дистрибуцию. Показали фрагменты из первого фильма четырехчастной франшизы «Бендер», сделанной по заказу Оkko продюсерской компанией Александра Цекало «Среда». В основе – самостоятельный сюжет о неожиданной встрече юного Остапа со своим отцом Ибрагимом Бендером и криминальных приключениях, в которые они ввязываются. Любопытный ход: фильм отсылает не столько к реальным историческим событиям, на фоне которых разворачивается действие, сколько к телевизионной мифологии – революции, гражданской войны, нэпа. Бендера-старшего играет Серей Безруков, младшего – 24-летний Арам Вардеванян. По информации «Ведомостей», сценарий ко всем четырем фильмам написал Олег Маловичко, три последующих, как и первый, не будут экранизацией даже «по мотивам» – с романом их связывает лишь герой. Пока ставка идет на кинотеатральный прокат – сериальной версии не предполагается. Имени режиссера компания по загадочным причинам не называет.

Среди анонсированного Оkko – второй сезон популярного веб-сериала Ирины Вилковой «Бар на грудь», а также проект «Выжившие», который будет представлять собой смесь традиционного сериала и веба. Построен он как сад ветвящихся троп – в определенных точках вебы и основной сериал пересекаются, потом расходятся. Череда землетрясений по всей планете высвободила дремавший доселе вирус. Заражение проходит несколько стадий, и на одной из них заснувший человек рискует никогда не проснуться: без угрозы жизни проспать можно полтора часа, дальше – летаргия. Разбудить реально лишь механическим способом, поэтому выживать можно, только собравшись в группы, а главной валютой становятся энергетики. По сведениям «Ведомостей», «Выжившие» сейчас разрабатываются командой продюсеров компании Look Film Александром Плотниковым, Бакуром Бакурадзе и Борисом Хлебниковым, сценарий пишет Александр Лунгин (чья «Большая поэзия» после получения двух призов на «Кинотавре» отправилась в длительное турне по мировым фестивалям), производиться «Выжившие» будут совместными усилиями Look Film и Okkо.

Секс в большом Париже

Едва ли не главной звездой Mipcom 2019 стал американский продюсер и шоураннер Даррен Стар – один из тех, кому мы обязаны наступлением золотого века сериалов. Он делал «Секс в большом городе», «Беверли-Хиллз, 90210», а теперь представил материалы к новому проекту «Эмили в Париже», который заставляет вспомнить и «Сабрину» с Одри Хепберн, и парижскую одиссею Кэрри Брэдшоу. Героиня – молодая американка, которая приехала в Париж работать в маркетинговом агентстве, влюблена в город, но трудности произношения и разница в менталитете никак не дают ей стать здесь своей. Эмили играет Лили Коллинз (в ней самой течет еврейская, русская, немецкая и английская кровь), остальной актерский состав интернационален. Старр говорит, что Париж остается романтической мечтой для многих американцев, а ему самому всегда интересно рассказывать истории, которые зритель может примерить на себя. Попасть в чужую культурную среду может каждый, попытаться сменить место жительства и начать все с нуля – тоже. «Эмили» снимается исключительно в Париже, что еще несколько лет назад для американского телевизионного проекта было бы нереально. Но отношение к сериалам изменилось, а вместе с ним и бюджеты, и возможности. Старр назначен патроном Большого фестиваля сериалов (Canneseries), который в марте будет проходить в Каннах в третий раз.