Менеджмент
Бесплатный
Ольга Кувшинова|Филипп Стеркин
Статья опубликована в № 2788 от 09.02.2011 под заголовком: Охотники за пенсиями

Пенсионный фонд объяснил, каким компаниям стоит ждать его проверки

Пенсионный фонд разработал методичку для проверок плательщиков страховых взносов. Ревизоры направятся не только к должникам, но и к льготникам и крупнейшим в регионах работодателям

В методических рекомендациях Пенсионный фонд (ПФР) перечисляет 18 критериев, соответствие которым – повод для выездной проверки. Ей подлежат те, кто задержал на полгода предоставление сведений о персонифицированном учете либо отчетность по страховым взносам или не дал разъяснений о выявленных расхождениях между начисленными и уплаченными взносами. Поводом для проверки могут стать предстоящая ликвидация или реорганизация компании, поручение правоохранительных органов (например, получивших жалобы на компанию от работников), зарплата работников ниже МРОТ или среднеотраслевого уровня в регионе, а также то, что компания привлекла внимание зарплатных комиссий и не сделала соответствующих выводов, или то, что компания просто давно – более четырех лет – не проверялась. В зону особого внимания попадают все крупнейшие компании (по объему облагаемой взносами базы или по числу работников) и компании, применяющие пониженные ставки тарифов, а также компании, относящиеся к отраслям с наибольшими масштабами уклонения от уплаты взносов: по прежним оценкам ФНС, это оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью.

Методические рекомендации утверждены распоряжением правления ПФР 3 февраля и в ближайшие дни будут опубликованы, сообщил источник, близкий к ПФР. Методичка заменила аналогичные временные рекомендации, принятые в мае 2010 г., и предназначена для сотрудников территориальных органов, говорит представитель ПФР, в первую очередь будут проверяться компании, с которыми были проблемы в 2010 г.: нерегулярность платежей, большая задолженность.

Проверки могут начаться после 15 февраля. ПФР списки подлежащих проверке компаний не составляет, сказал его представитель, а лишь дает критерии для составления таких списков.

Одна из глав методички посвящена способам минимизации страховых взносов. Например, если компания заключила с физлицом договор купли-продажи на покупку компьютерной программы, созданной специально для этой компании, то следует доказать, что вместо договора купли-продажи, выплаты по которому страховыми взносами не облагаются, должен был быть заключен договор авторского заказа, вознаграждение по которому такими взносами облагается.

Если компания не допускает ревизоров к своим документам, то сумма доначислений по взносам будет для нее рассчитана исходя из показателей компаний-аналогов (похожих по числу сотрудников, объему выручки, выпускающих тот же продукт в той же местности). Таким же способом рассчитывается объем доначислений для компаний, заподозренных в применении так называемых директорских схем: когда у руководителя – максимальная зарплата, а у сотрудников – ниже регионального МРОТ, то есть основания предполагать, что часть своего заработка директор выплачивает сотрудникам в конвертах, поясняется в методичке.

ПФР перечисляет документы, которые должны требовать ревизоры (почти все кадровые документы, регистры бухучета, банковские и кассовые документы), а также то, на что они не имеют права: приходить без удостоверений и решений о проведении выездной проверки, проверять взносы за период до 2010 г., приостанавливать проверку более чем на полгода, проверять не имеющие отдельного баланса подразделения и требовать нотариальные копии документов.

В ПФР понимают, что доказать выплаты в конвертах всем сотрудникам почти невозможно, поэтому инспекторам в такой ситуации рекомендуется доказывать, что компания не вела учет, и на этом основании рассчитывать ее фонд оплаты труда по компаниям-аналогам, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Эффективность проверок будет низкой, объем уклонений большой, доказать их будет сложно, поэтому инспектора будут стараться доначислить побольше, надеясь, что потом компании не станут судиться». В самой методичке признается, что ПФР рассчитывает на обычное административное давление через зарплатные комиссии, заключает он.

В 2010 г. администрирование страховых взносов перешло от ФНС к ПФР, который не занимался сбором с 2002 г. Методичка очень похожа на аналогичный документ ФНС для сбора ЕСН, говорит главный редактор газеты «Учет. Налоги. Право» Елена Чернышева, похожи, наверное, будут и методы: «Планы грандиозны. Опыт ФНС – если уж раскрывать схему, то до конца – учтен».

В связи с новыми функциями и переходом на квартальную систему учета ПФР в 2010–2011 гг. увеличивает штат на 10 000 человек; ПФР тесно сотрудничает со службой судебных приставов, региональными комиссиями по борьбе с теневыми зарплатами, рассказывал в интервью «Ведомостям» руководитель ПФР Антон Дроздов. Задолженность, по его словам, на приемлемом уровне – около 3%. В 2010 г. ПФР собрал 1,95 трлн руб. взносов, в 2011 г., с увеличением ставки с 20 до 26%, сборы должны вырасти до 2,7 трлн руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать