Менеджмент
Бесплатный
Татьяна Мартьянова
Статья опубликована в № 2963 от 19.10.2011 под заголовком: Время наиболее дорогих и самых дешевых

Рынок MBA в России до конца не оправился от кризиса, но уже бьет ценовые рекорды

Спрос на бизнес-обучение в России пока далек от докризисных значений. На рынке востребованы самые дорогие и наиболее дешевые сокращенные программы. Эта тенденция приведет к укрупнению на рынке, считают эксперты
AP

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Кризис на рынке бизнес-обучения наступил в начале 2009 г. после нескольких лет пикового спроса на программы любого качества и продолжительности. В лучшие годы в российские школы бизнеса ежегодно поступало около 2500 человек, одновременно училось около 5000 (большинство программ длилось два года). Весной 2009 г. начался отток потенциальных и уже имеющихся слушателей, который продолжился и в 2010 г. Сначала ушли те, за которых платила или обещала заплатить компания, а это около половины всех студентов, потом остальные, и в целом, по оценкам компании Begin Group, рынок сжался примерно наполовину. Ситуацию не спасло замораживание, а в некоторых школах и снижение цен на обучение.

Сохраняется интерес к двум самым дорогим программам в России. В сентябре 2011 г. школа управления «Сколково» впервые запустила программу Executive MBA на русском языке (с синхронным переводом с английского), за которую 45 человек заплатили рекордную для России цену в 95 000 евро. (Первая англоязычная программа стоимостью 90 000 евро появилась в «Сколково» в 2009 г., в четвертую группу в январе 2011 г. зачислено 24 человека, которые также заплатили по 90 000 евро, на пятую англоязычную программу набор еще продолжается). На следующую по цене программу после «Сколково» — Double Degree Executive MBА Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ и HEC Paris (51 900 евро) — набор закончится в ноябре. Предыдущая группа из 17 человек начала обучение 21 января 2011 г., в этом году спрос ожидается примерно такой же.

Весной 2011 г. было достигнуто дно спроса, надеется Сергей Календжян, декан Высшей школы коммерческого управления (ВШКУ) РАНХ и ГС. По итогам года школа получила 250 слушателей, что недалеко от набора 2008 г. — 262 человека. Спрос постепенно восстанавливается, уверен он, но новые слушатели хотят программ, отвечающих их индивидуальным запросам по темам и формату проведения. ВШКУ выделила отдельно программу Executive MBA для руководителей и собственников бизнеса, в этом году была открыта программа MBA выходного дня. Две группы обучаются по программе MBA в выходные дни и в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА), еще одна — в школе бизнеса в РАНХ и ГС.

В «Мирбисе» также расширили предложение, стремясь привлечь самый широкий круг клиентов: теперь здесь есть все существующие в России виды программ бизнес-обучения разных форматов обучения по 16 специализациям, что позволит школе даже увеличить набор, полагает директор департамента МВА «Мирбис» Екатерина Лисицына. В 2008 г. на программы МВА и Еxecutive МВА было зачислено 447 человек, в 2011 г. ожидается 575 человек (весной были зачислены 188 человек).

Но хит сезона — сокращенные программы со сроком обучения до года, убежден Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП). В октябре в школе началось обучение по одной из таких программ, которую 90% слушателей оплачивают полностью или частично сами. Это свидетельствует о том, что получить финансирование у компании для обучения на открытой программе по-прежнему сложно, делает вывод Павлов. А слушатель, платящий за себя сам, предпочитает начинать с коротких тестовых программ, длящихся менее года. В ИМИСП на таких программах в 2007/08 учебном году в школе училось 770 слушателей, в 2010/11 — 879. За последний учебный год увеличился или находится на стабильном уровне набор на такие программы в НИУ ВШЭ (более 7000 человек из 14 600, завершивших обучение по разным программам бизнес-образования), в школах бизнеса Финансового университета при правительстве РФ и других вузах. Такую программу открыли в ИБДА.

По мнению Анастасии Коршуновой, директора по маркетингу и продажам Vlerick Leuven Gent Management School в России, краткосрочные (18 месяцев и меньше), как и модульные программы МВА пользуются спросом, потому что позволяют сочетать профессиональную деятельность с обучением. Школа вывела на рынок модульную 18-месячную программу Еxecutive МВА в Брюсселе (до этого была только двухгодичная с вечерней формой обучения), сохраняется интерес к модульной программе Еxecutive МВА в Петербурге (стоит 23 000 евро) на уровне 20-25 человек (в 2008 г. было 40 человек).

Наиболее успешно растут верхний и нижний сегменты рынка (программы ценой более 1 млн руб. и ниже 300 000 руб.), объясняет Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), первый проректор РАНХ и ГС. По этой же причине растет рынок программ магистратуры по менеджменту (который отбирает нижний сегмент у МВА), говорит он.

В России пока всего 12 программ магистратуры по менеджменту, но спрос на них растет, тем более что на большинстве из них есть бюджетные места. ВШМ СПбГУ увеличила набор с 77 человек в 2008 г. до 123 в этом, ИБДА — с 237 человек до 241, «Мирбис», где нет совсем бюджетных мест, — с 67 человек до 100, и в ноябре 2011 г. открывается группа заочного обучения, в феврале 2012 г. — очно-заочная форма обучения.

Палочка-выручалочка

Основным драйвером повышения спроса на бизнес-образование в России и. о. декана ВШМ СПбГУ Сергей Кущ называет корпоративный сегмент: «С 2008 г. значительно вырос спрос на корпоративные программы обучения от компаний — лидеров российского рынка, которые активно работают на международном рынке: это и госкорпорации, и иностранные компании, и представители крупного российского бизнеса». Объем выручки по сравнению с 2008 г. в корпоративном сегменте вырос в 6-7 раз. Еще в 2008 г. на двух корпоративных программам в ВШМ СПбГУ обучалось 70 человек, в 2011 г. на 20 программах — более 800.

Количество слушателей на корпоративных программах выросло в ВШКУ, Stockholm School of Economics Russia (SSE Russia). В последней школе за три учебных года прошли обучение 425 человек на 13 программах (поступило 477 на 17 программ, некоторые не закончены, средняя продолжительность модульной программы — 30 дней).

Рекордсменом на рынке корпоративных программ стала школа «Сколково», которая более чем в 2 раза увеличила доходы от корпоративных программ только за прошлый год: с $7 279 000 до $14 824 996 в 2011 г. А всего с 2007 г. доходы от этого типа программ увеличились в 7 раз (см. диаграмму). В 2011 г. у школы было 29 корпоративных клиентов, из них треть — иностранные компании (Johnson & Johnson, Caterpillar и др.).

Старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров обещает всем российским и даже иностранным школам бизнеса много работы в ближайшее время. «Нам сейчас не хватает даже для российского рынка эффективных менеджеров, а учитывая наши планы по выходу в Европу, эта проблема будет только обостряться», — заявил он на конференции «Зарубежные инвестиции, глобальные стратегии и лидерство», организованной ВШМ СПбГУ и HEC Paris. Сейчас 700 человек проходят обучение в одной из французских школ менеджмента в России, еще 70 — за границей, но этого недостаточно, заявил он.

Отложенный спрос

Но в целом рынок открытых программ не восстановился до докризисных значений, уверена Маргарита Перепелица, руководитель международных программ MBA РАНХ и ГС. «В этом году активность наших потенциальных клиентов на международные программы МВА и Еxecutive МВА, реализуемые вместе с Kingston University, оказалась ниже в сравнении с 2008 г. на 20-25%», — говорит она.

Василий Боганцев, руководитель отдела по работе с бизнес-школами Begin Group, обращает внимание на сохраняющийся отложенный спрос — люди ходят на тематические выставки, в школы бизнеса поступают предварительные заявки, которые потом не оплачиваются.

«Думаю, что в ближайшее время лучшие кандидаты на программы МВА будут все-таки стремиться получать образование в топовых школах Европы, а на российском рынке произойдет укрупнение рынка до 10-15 основных игроков, предлагающих программы МВА на русском языке: незнание языка является основным барьером для обучения за границей», — полагает Коршунова.

Боганцев подтверждает, что интерес к поступлению в лучшие западные школы бизнеса не упал, что показывают выставки Begin Group.

Наталия Балашова, советник по маркетингу ректора ВШМБ РАНХ и ГС, рассчитывает на владельцев компаний и топ-менеджеров, уже имеющих диплом МВА или Executive MBA, которые будут стремиться окружить себя сотрудниками с таким же образованием. Мясоедов также обращает внимание на эту группу, но считает, что она будет жестко оценивать соотношение цена/качество программ, поэтому от этого выиграют несколько наиболее известных школ Москвы и Петербурга, программы которых имеют признанные международные аккредитации.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more