Корпоративный выезд на Поклонную гору

Был ли шанс у сотрудников, которых работодатели принуждали участвовать в митинге в поддержку Путина, в нем не участвовать? Без сомнения, был. А вот шанса обжаловать в суде давление сверху работникам практически не оставили
С.Фадеичев/ ИТАР-ТАСС

По информации источника, близкого к самарскому подразделению НК «Роснефть», руководству заводов в Самарской области была дана команда собирать рабочих и ИТР, не задействованных на производстве, и на автобусах срочно отправлять в Москву на митинг. Не согласных с этими действиями якобы ждало увольнение без объяснения причин.

Всю прошлую неделю кипели страсти по предстоявшим в субботу митингам. Социальные сети пестрели историями о том, как руководство крупных компаний, школ, вузов, бюджетных организаций принуждает сотрудников выйти 4 февраля на Поклонную гору и принять участие в митинге в поддержку кандидата в президенты РФ Владимира Путина. Так, например, в сеть просочилось официальное письмо, разосланное начальникам подразделений Московского банка Сбербанка России, приглашавшее принять участие в неформальном общении сотрудников на Поклонной горе после приятного позднего завтрака в офисной столовой. Однако в письме отдельной строкой было прописано, что «участие в мероприятии сотрудников подразделений не должно быть принудительным».

Остаться при своих

По официальным данным, на Поклонной горе собралось более 130 000 россиян. Липецк, Самара, Сергиев Посад, Курск, Долгопрудный, Воронеж – лишь небольшой перечень городов, идентифицировать которые удалось по табличкам на лобовых стеклах автобусов.

В отличие от митингов оппозиции на Поклонной было очень много людей среднего и старшего возраста. На входе озабоченные граждане со списками отмечали пришедших и обзванивали отсутствующих. Большая группа женщин после уверений, что их имена не будут опубликованы в газете, признались корреспонденту «Ведомостей», что представляют ФГУП «Почта России». Увольнением, по их словам, им не угрожали, но настоятельно рекомендовали приехать на Поклонную, обещая, что в противном случае премии им не видать.

На вопрос, много ли автобусов привезли сотрудников почты, собеседница «Ведомостей» ответила, что точно не знает, но только из Орехово-Борисово приехали два автобуса.

В пресс-службе «Почты России» сообщили, что не отслеживают то, чем занимаются работники компании в выходные, и не располагают данными о том, были ли почтовики на митинге на Поклонной горе 4 февраля: «Если кто-то из сотрудников ФГУП «Почта России» и принимал участие в мероприятии, то он пришел туда самостоятельно. Никакой централизованной доставки работников ФГУП «Почта России» на митинг на Поклонную гору не проводилось».

Просто для галочки

«Нам надо было просто приехать и помахать флажками», – рассказал об участии в митинге на Поклонной техник ЭВМ одного из московских ГОУ ЦСТАиПО.

«Начальник управления образования ЮЗАО Александров заранее собрал директоров учебных заведений и приказал, чтобы каждый отправил на митинг по пять человек, а если этого не будет сделано, он попросту уволит директора, – пересказал слова своего руководителя собеседник «Ведомостей», попросивший не называть его фамилии. – На Поклонке мы должны были найти человека из управления и отметиться в списке. Но не смогли его найти. Сфотографировались в доказательство, что были».

Своих кураторов не смогли найти многие. «Вы не видели Олега Михайловича, – обратилась к корреспонденту «Ведомостей», изучавшему гору сваленных на сугробе агитационных плакатов, пожилая дама, сотрудница одного из московских собесов. – Нам сказали, что будут отмечать в автобусах на обратном пути. А нам удобнее домой на метро ехать».

«Нам увольнениями не угрожали. Наоборот, за участие обещали отгулы и премии, – призналась Анастасия, менеджер московского офиса НК «Роснефть». – Коллеги почти все пошли. Только двое сослались на занятость, а один болеет. На Поклонную мы приехали централизованно, корпоративными автобусами».

Участие сотрудников в митинге подтвердили и в группе ГАЗ, но представитель группы Наталья Анисимова сообщила, что это было их личное желание: наиболее активные сами все организовывали с помощью профсоюза. По словам Анисимовой, ГАЗ помог лишь тем, что по просьбе профсоюзов бесплатно выделил автобусы.

Защита в знании

«Любой человек должен понимать, что он выполняет ту или иную работу только на основании письменных распоряжений, – рассуждает Всеволод Луховицкий, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». – Поэтому и выход на митинг должен сопровождаться письменным приказом». По словам Луховицкого, профсоюз готов оказывать учителям юридическую поддержку.

Скорее всего большинство работодателей не будут применять к работникам какие-либо санкции ввиду их полной противоправности, комментирует ситуацию Асида Агрба, юрист международной юридической фирмы CMS, Россия: «Это больше похоже на попытку привлечь к митингу тех работников, которые не до конца знают свои права или предпочитают не идти на конфронтацию с работодателями».

«Те, кто объявил о применении санкций к сотрудникам, оказали медвежью услугу премьеру. Понятно, что эти действия лежат вне закона. Их можно обжаловать в суде или в прокуратуре», – говорит Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный». Однако в данной ситуации необходимы доказательства, подчеркивает юрист. Например, письменный приказ, в противном случае работодатель может отказаться от своих слов. Юридических рычагов для противостояния такому нажиму мало. Если приказы не отдаются в письменном виде или не фиксируются, доказать незаконные действия чиновника очень сложно. Но самое главное – после такого демарша сотруднику могут создать «невыносимые условия», констатирует Трапаидзе.

Справедливости ради стоит отметить, что на Поклонной возмущения не наблюдалось. Кто-то смиренно отбывал повинность. Большинство согревались принесенными с собой горячими и горячительными напитками, танцевали и старались не вспоминать, что программу выходного дня за них выбрали другие.