Рекрутеры помогут государству снизить уровень безработицы на Кавказе

Государство поручило рекрутерам решать проблему трудоустройства безработных Северного Кавказа в других регионах России. Но пока дело движется крайне медленно

В этом году государство решило привлечь к решению проблем трудоустройства безработных Северного Кавказа частные рекрутинговые агентства. Трехстороннее соглашение между кадровым холдингом «Анкор», Межрегиональным ресурсным центром в Пятигорске и органами служб занятости Ставропольского края и республик Северо-Кавказского региона (СКФО) было подписано еще в конце апреля, но первые результаты появились лишь сегодня, рассказал «Ведомостям» Павел Игнатьев, председатель совета директоров кадрового холдинга «Анкор». Соглашение не предполагает оказания каких-то платных услуг, но, на взгляд Игнатьева, «Анкор» рассматривает кандидатов с Северного Кавказа как дополнительный инструмент поиска, причем себестоимость данного поиска ниже, чем при использовании «стандартных» инструментов – баз данных, работных сайтов и рекомендаций.

Рекрутеры хотят

«Центры занятости, являясь нашим партнерами на локальном уровне, выполняют существенную долю работы с кандидатами – функцию ресечерских центров, предоставляя нам кандидатов, уже отобранных по оговоренным критериям. «Анкор» же управляет процессом с точки зрения логистики – организует подбор и приезд кандидатов», – говорит Игнатьев. Рекрутеры оценивают квалификацию и качество кандидатов, требуемое количество, а также сроки поиска по каждому из проектов. К началу июля были выявлены потенциальные места работы для кандидатов. Сформирована база данных из 650 кандидатов СКФО, готовых к постоянной и временной релокации в другие регионы России. Проведены переговоры с работодателями, выявлено 44 000 рабочих мест до 2015 г., удовлетворяющих потребностям кандидатов СКФО. Семь реальных оферов уже подписаны. В большинстве случаев речь идет о временной релокации и работе вахтовым методом. Едут преимущественно мужчины. Вахта подразумевает работу в другом регионе в течение 1–2 месяцев, затем на 2–4 недели люди возвращаются на родину и далее вновь на работу, рассказывает эксперт.

В мигрантах с Кавказа заинтересованы не только в «Анкоре». «Чаще всего приезжающие в Петербург выходцы с Кавказа находят работу через национальные диаспоры, а через специализированные агентства устраивается очень незначительная доля», – говорит Юлия Сахарова, директор «HeadHunter Санкт-Петербург». «Наша компания трудоустраивала за последнее время на рабочие специальности в пищевую промышленность нескольких человек из Ставропольского края, люди приезжают оттуда семьями, оставляя дома детей, из-за тяжелой ситуации с трудоустройством в их регионе», – сообщила гендиректор петербургского кадрового агентства «1000 кадров» Мария Маргулис. Это граждане России, их трудоустройство ничем не ограничено, получить регистрацию в Петербурге для них не представляет труда и зарплаты у них такие же, как у других сотрудников, говорит она. В пищевой промышленности такие сотрудники могут получать 20 000–25 000 руб. в месяц, в автомобильной – 30 000–35 000 руб. Эти работники оставили о себе очень хорошее впечатление – не допускали прогулов, работали качественно, показали себя выносливыми и старательными, отмечает Маргулис.

Работодатели могут

По данным комитета по труду и занятости Петербурга, в прошлом году на предприятия города был официально трудоустроен 101 081 гражданин России, в том числе иногородних – 26 035 человек. Из числа иногородних, приехавших из Северо-Кавказского федерального округа, было принято на работу 1312 человек. Также, по словам представителя комитета по труду и занятости Петербурга, проанализированы сведения от 2105 предприятий, не заявивших о потребности в подобной рабочей силе. В эти организации принято на работу 32 311 российских граждан, в том числе иногородних – 6909 человек. Из числа иногородних, приехавших из Северо-Кавказского федерального округа, принято на работу 220 человек.

А вот ярмарки вакансий работают плохо. По словам представителя комитета, в конце прошлого года четыре местных предприятия предложили свои вакансии во время видеоконференции Роструда гражданам Кавказа. Видеособеседование прошло около 200 человек, прислали резюме 30. По результатам ярмарки вакансий в Санкт-Петербург ожидалось прибытие с целью трудоустройства семи человек по строительным специальностям, в том числе шести человек – на переобучение за счет работодателя с дальнейшим трудоустройством по профессиям «слесарь-сантехник» и «отделочник». Организации даже готовы были предоставить временное жилье, но кандидаты так и не прибыли.

Представитель управления службы занятости Ростовской области говорит, что для жителей Северного Кавказа заявки из республик поступают в основном на сезонные работы (строительство, сельское хозяйство). «Это в менталитете жителей Северо-Кавказского округа – ехать на обжитые места, – говорит заместитель представительства Чеченской Республики в Ростове Алишер Ходжаев. – Поэтому едут в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень. В Ростовскую область мигранты традиционно едут в восточные районы, где развивается скотоводство, сельское хозяйство. По сути, переезжают на постоянное место жительства».

На Северном Кавказе не хватает порядка 1 млн рабочих мест, поэтому процесс миграции неизбежен, говорит Ходжаев. «Конечно, на бытовом уровне бывают конфликты с местным населением, но какого-то массового характера они не носят, и мы проводим соответствующую профилактическую работу, – продолжает он. – Каких-то споров за рабочие места также не возникает, еще в советское время многие председатели совхозов считали, что лучшие животноводы, например, это чеченцы. Они оставались здесь работать, затем к ним приезжали родственники – и семьи оставались тут жить».

«У меня работает несколько человек из Дагестана, работают хорошо, это люди от 35 лет, – рассказывает гендиректор ростовского АТП-3 Вячеслав Караев. – Но сюда, в Ростов, они едут неохотно, хотя работа есть. Условия у нас не самые худшие, предоставляем комнату в общежитии, однако дагестанцы предпочитают регионы побогаче».

Предправления самарской региональной чеченской национально-культурной организации «Вайнах» Марат Белигов рассказал «Ведомостям», что чеченцы в Самару приезжают, пытаются работать в строительстве и сельском хозяйстве, но чаще ограничиваются коммерцией. «Получить какую-то нормальную работу для чеченца в Самаре невозможно», – утверждает Белигов.

Работа не для всех

Ведущий эксперт, экономист ЦМАКП Игорь Поляков считает, что избыток свободных рабочих рук на Северном Кавказе и обилие вакансий в иных регионах не означают легкого трудоустройство безработных Кавказа. Он напоминает, что на Кавказе не слишком много квалифицированных работников – кроме строителей и нефтяников многим необходимы обучение или даже смена квалификации. А многие ли компании пойдут на подобные траты с учетом затрат на проживание?

«Без рабочей силы мигрантов нам не обойтись. Нижегородцы не хотят работать, например, дворниками. Поэтому важно обеспечить в первую очередь соблюдение законодательства в миграционных вопросах, во вторую – в вопросах безопасности людей», – еще в сентябре 2011 г. заявлял заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Гладышев на заседании городской антитеррористической комиссии. По данным сотрудника УМФС, в Нижегородской области всего зарегистрировано около 60 000 мигрантов, работающих и обучающихся здесь. Около 15 000 человек – нелегальные мигранты. Каждый третий мигрант, по данным сотрудника УФМС, – кавказец. Пресс-секретарь УФМС по Самарской области Александр Приходько говорит, что приезд и трудоустройство российских кавказцев УФМС не отслеживает. «Нам все равно, прибыл ли человек из Чечни или из Ульяновской области. Это внутренняя миграция. И даже если приезжие не встают на временный учет, фискальные меры (штрафы) к ним практически не применяются», – говорит Приходько.