Как пиарщик стал главной прачкой Уэльса

В молодости Марк Вулфенден не хотел зависеть от состоятельных родителей. Вопреки желанию отца, он не пошел работать в семейный бизнес, а сделал блестящую карьеру в лондонском Сити. Но в 30 лет неожиданно все бросил и вернулся в родные пенаты. Сегодня Вулфенден – «главная прачка» всего Уэльса: их с отцом компания по стирке белья зарабатывает почти $30 млн в год

Жена Марка Вулфендена часто шутит, что он должен стирать и гладить свои брюки прямо на работе. Управляющий директор Afonwen, одной из крупнейших прачечных Великобритании, до сих пор одевается как менеджер по связям с общественностью из лондонского Сити, которым он некогда и был. В прачечной стоят немецкие стиральные машины, одного взгляда на которые достаточно, чтобы понять: одежду и постельное белье здесь стирают совсем не так, как мы делаем это дома.

«Большинство моих лондонских друзей считают, что я лично загружаю в стиральную машину каждую наволочку», – смеется Вулфенден. Он отказался от карьеры в Сити еще в 2005 г. И с тех пор возглавляет семейный бизнес. Прачечная находится в Кардиффе на юге Уэльса. Инвестиции в ее открытие составили 6 млн фунтов стерлингов ($9,4 млн), из которых некоторая часть была выделена местными властями.

Пока Вулфенден рассказывает о компании, сотрудники в синей спецодежде разбирают корзины со смятым и грязным бельем. В прачечной и в штаб-квартире компании, что находится в Пулхели на севере Уэльса, работает 440 человек. Прачечная принимает 1,8 млн единиц белья в неделю, обслуживая 40% отелей Уэльса.

В свое время решение Вулфендена о переезде в Уэльс удивило многих его друзей. Не меньше удивления вызывало и то, что он бросил престижную профессию, чтобы работать в компании отца. Ведь когда-то он прямо после университета устроился на работу в GJW, консалтинговую компанию в сфере политтехнологий, лишь бы доказать семье, что он может без их помощи сделать карьеру. В 31 год он стал директором Smithfield, PR-агентства в финансовом секторе. Его жена Надин была старшим аналитиком в банке ABN Amro. Но однажды Вулфенден поговорил с хедхантером из лондонского Сити и вдруг понял, что еще слишком молод, чтобы надолго оставаться на одной и той же работе. К тому же в голове уже давно вертелась мысль о том, что его отец скоро выйдет на пенсию. «Я не против того, чтобы рисковать. Кроме того, войти в бизнес, который существовал уже годами, и попытаться руководить им казалось мне куда более разумным решением, чем позволить отцу продать семейное дело и использовать полученные средства для открытия новой компании», – говорит Вулфенден.

На валлийском языке (язык бриттской группы кельтских языков, распространен в Уэльсе) Afonwen означает «белая река». Компания была основана братом Ллойда Джорджа, британского премьера начала ХХ в. Отец Вулфендена купил ее в 1976 г.

Изначально Вулфенден планировал открыть собственное PR-агентство, но решил, что перспектив у такого бизнеса мало. «Знаю, некоторые люди считают меня трусливым, но, по-моему, сама жизнь показала, что я принял правильное решение», – улыбается он.

Еще одна причина переезда – они с женой хотели детей, и Уэльс казался им более подходящим местом для семейной жизни, чем Лондон. Сейчас у Вулфенденов двое детей.

Поначалу Вулфенден работал в компании отца директором по продажам. С тех пор как он пришел в Afonwen, продажи компании выросли в 10 раз. В 2011 г. выручка составила 19 млн фунтов стерлингов ($29,8 млн), а прибыль – 700 000 фунтов стерлингов ($1,09 млн) после амортизационных отчислений, связанных с предыдущими инвестициями в прачечную в Кардиффе. В этом году компания планирует увеличить выручку до 24 млн фунтов стерлингов ($37,6 млн) и стать одной из наиболее быстрорастущих компаний Уэльса. Чтобы набраться опыта, Вулфенден посещает подобные прачечные в Испании, Ирландии и США.

Когда Вулфенден пришел в Afonwen, компания работала только в Уэльсе и еще в нескольких пограничных английских графствах. Дальнейшее развитие сдерживали договоренности о франшизе с Brooks Service Group, компанией, владеющей химчистками и принадлежащей Alchemy, фонду прямых инвестиций Джона Мултона.

«Я долго обсуждал с отцом возможность разорвать наши соглашения, чтобы мы могли выйти в другие регионы. Но делать все надо было по уму, любой неверный шаг мог привести к значительному падению прибыли и оборота компании», – вспоминает Вулфенден.

Потом Brooks Service Group обанкротилась и перешла в руки ликвидаторов. Теперь у Afonwen появилась возможность построить большую прачечную в Кардиффе. К тому же на ее строительство компания получила грант размером 750 000 фунтов стерлингов ($1,2 млн) от властей Уэльса. Грант был выделен после того, как Вулфенден пообещал создать в регионе новые рабочие места. «Мы пообещали трудоустроить 64 человека, а на самом деле обеспечили работой 200 человек», – говорит предприниматель. Afonwen получила также кредит размером в 1 млн фунтов стерлингов ($1,5 млн) от инвестфонда Finance Wales. Закупки немецкого оборудования для стирки Kannegiesser финансировали банки HSBC и Yorkshire.

Насколько сам Вулфенден был готов к работе в таком бизнесе? Он признается, что знал немного о том, как функционируют прачечные, потому что когда-то в школе работал на каникулах в одной прачечной Ливерпуля. «Когда я сказал отцу, что хочу работать в его компании, он заявил, что я должен приехать в Северный Уэльс, чтобы познакомиться с управляющим составом компании. Я совсем никого не знал», – вспоминает предприниматель.

Отец отдал Вулфендену 20% акций, оставив себе 35%. Еще 10% принадлежат его сестре. А остальными акциями владеет партнер отца, который одновременно является финансовым директором компании.

Молодой предприниматель не хотел бы, чтобы его отец в ближайшее время вышел на пенсию: «Как любой другой глава семейного бизнеса, он до сих пор не ленится самолично обойти все помещения прачечной и указать 9 или 10 мест, где нужно что-то немедленно исправить».