Как погасить «огонь любви» на рабочем месте

В США компании выдумывают инструкции, дабы погасить огонь любви на рабочем месте. Российские работодатели обходятся без инструкций
Fotolia/ PhotoXPress

Неуместные романтические связи разрушают карьеры, а намеки на нежелательное внимание или фаворитизм обходятся компании в миллионы долларов.

Рискуют вмешаться. 20

процентов американских работодателей проводят четко разработанную политику в отношении служебных романов, показал опрос SHRM. Прочие не хотят создавать себе репутацию работодателя, вмешивающегося в личную жизнь сотрудников.

Например, в апреле прошлого года из компании Best Buy Co. со скандалом уволился ее гендиректор Брайн Данн. Компания заподозрила его в нецелевой трате корпоративных средств, которые он мог израсходовать во время якобы имевшей место связи с подчиненной. В докладе по результатам расследования сообщалось, что Данн все же не потратил деньги компании впустую. Но «он нарушил внутреннюю политику компании, завязав слишком тесные личные отношения с подчиненной, что негативно повлияло на моральный климат в коллективе», заявил пресс-секретарь Best Buy Co. Поговорить с Данном на эту тему не удалось.

Мера профилактики

По мнению юристов, компании, прописывающие в корпоративном кодексе правила в отношении служебных романов, имеют шанс предотвратить появление подобных исков. «Дело не только в попытках избежать судебного разбирательства. С помощью правил вы можете искоренить в головах сотрудников даже мысль о том, что им такое позволено», – говорит Дэвид Баффа, юрист по трудовому праву и руководитель службы урегулирования трудовых конфликтов в чикагской юридической фирме Seyfarth Shaw LLP.

В некоторых компаниях существует корпоративная политика, которая сводит на нет любые страстные порывы. Чаще всего в кодексе прописываются правила, не приветствующие любовные отношения между боссом и подчиненным или обязывающие партнеров информировать о своих отношениях руководство компании. Иногда компании составляют так называемые любовные контракты. Пары обязаны в письменном виде засвидетельствовать, что их отношения не пойдут дальше дружеских. Но каждый раз, когда в офисе просвистела стрела Купидона, корпоративные юристы съеживаются от страха, не зная, как взять под строгий контроль очередную любовную интрижку.

Недовольны, но терпят

Кодекс корпоративной этики для большинства российских компаний пока экзотика. Регламентировать личные отношения сотрудников и вовсе в отечественной практике не принято. Ни один из опрошенных «Ведомостями» директоров по персоналу не признался, что в его компании прописаны правила действий в случае «любовной эпидемии» в коллективе. Большинство комментировать тему отказались совсем. В одной крупной компании рассказали, что после неудачного романа директора по персоналу с другим топ-менеджером эта тема в компании – табу. Однако недовольство внеслужебными отношениями подчиненных высказывают почти все.

«Корпоративная культура регламентирует поведение человека на работе, но бороться со служебными романами не в силах, хотя и пытается. Каждый сотрудник сам определяет для себя ценность потенциальных отношений и тех рисков, которым подвергается карьера и работа», – убежден Глеб Славутский, директор департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор».

Попытку прописать во внутренних соглашения с сотрудником запрет на любые отношениях в стенах офисов, кроме рабочих, Славутский считает дискриминацией, ущемлением прав и свобод человека.

«Такие ограничения ничего не дают и не имеют юридической силы, – подчеркивает Марина Львова, директор по работе с персоналом HeadHunter. – С личными отношениями сотрудников, если они складываются, поделать ничего нельзя. Главный риск компании в таком случае – потеря одного или нескольких сотрудников, которые могут быть очень эффективными».

Действительно, многие иностранные компании во внутренних уставах, комплаенс и иных документах корпоративной этики предусматривают такого рода ограничения, но они, конечно же, не могут служить основанием для увольнения или применения к ним дисциплинарных взысканий. А согласно Трудовому кодексу запреты на служебные романы в трудовом договоре вообще не могут быть установлены, комментирует Асида Агрба, юрист «CMS России».

Несколько лет назад суд Германии постановил исключить из устава представительства компании Wal-Mart Stores Inc. пункт, запрещающий на работе «любые виды коммуникации, в которых есть сексуальный подтекст», как противоречащий трудовому законодательству Германии, вспоминает Агрба. В компании существовал «Моральный кодекс», с которым под роспись знакомили каждого работника. В уставе, в частности, запрещались «похотливые взгляды и неоднозначные шутки на работе», а также любые контакты с любовным подтекстом. Суд отменил все пункты внутреннего устава фирмы, которые касаются личной жизни служащих.

Не всем на пользу

С тем, что служебные романы работе скорее во вред, чем на пользу, согласно большинство руководителей. Независимо от того, на какой стадии отношения пары и насколько удачно они складываются. Во время конфетно-букетного периода, на подъеме эмоций, влюбленные постоянно ищут дополнительных встреч, что вредит рабочему процессу. А при возникновении же конфликтной ситуации сложно решать рабочие вопросы, не переходя на личности, пессимистична Татьяна Кузнецова, заместитель генерального директора «Грако М» и сети магазинов «Детмарт».

«Мы искренне радуемся, если на наших производственных предприятиях, в колхозах люди находят друг друга и создают семьи. Это скрепляет коллектив и создает благоприятную атмосферу. Чего не скажешь о подобных ситуациях в управляющей компании», – говорит Лариса Чабыкина, директор по персоналу агропромышленной группы «Молочный продукт».

«И мы радуемся, когда у нас складываются семьи на работе. Например, только за последний год у нас в компании случилось три свадьбы. И это очень хорошо», – убеждена Львова.

Служебные романы вредят, когда сотрудникам приходится скрывать свои отношения. Это, по мнению Львовой, действительно нервирует и сильно отвлекает от работы.