Статья опубликована в № 3319 от 03.04.2013 под заголовком: Спасибо за критику

Как правильно критиковать подчиненного

У американцев считается благом указывать коллеге на его ошибки. Россиянин может обидеться, посчитав, что критик лезет не в свое дело. Но можно сделать это корректно, и он будет благодарен за критику
С. Портер / Ведомости

В течение шести лет Элейн Верри, соучредитель американского интернет-чата Meebo (прошлым летом его купила Google), тщательно записывала каждую свою ошибку, которую совершала на работе. В марте Верри представила этот дневник ошибок на интерактивной конференции SXSW Interactive, которую ежегодно проводит в Остине (штат Техас) крупная компания по организации конференций и выставок SXSW.

Дневник ошибок представляет собой набор исписанных блокнотов с рисунками на полях. Верри рисовала специально, чтобы лучше запомнить ошибки, например проблемы тайм-менеджмента или перфекционизм. «Я записывала свои промахи, чтобы через некоторое время, ближе к выходным, еще раз мысленно вернуться к ним и подумать о том, как можно было их избежать. Я не хотела терзаться из-за этих ошибок в течение рабочей недели. В будние дни эти размышления мешали мне спать», – рассказывает она.

Поделиться ошибкой

Компания Meebo росла, и Верри стала нанимать больше сотрудников. Многие были вчерашними выпускниками, только начинали работать. И тут Верри неожиданно заметила: новички совершают те же ошибки, которые делала раньше она сама. Тогда она составила список своих основных оплошностей и показала его сотрудникам. Верри обратила их внимание на следующие недочеты: сотрудники слишком часто решали проблемы по электронной почте вместо того, чтобы общаться тет-а-тет. А еще они высказывали интересные идеи в спешке и в авральных ситуациях, когда коллеги были не способны их воспринимать.

Увидев, что обсуждение ошибок дает результаты, Верри продолжила вести свой дневник. Она записывала туда все проблемы организации, делая на полях смешные рисунки для наглядности. Среди ошибок топ-менеджеров она особо отметила фамильярные отношения с подчиненными и проведение совещаний в демократичном, свободном ключе, что не дает нужного результата. Верри считала, что совещания должны проводиться в более жестком режиме.

Конечно, дневник ошибок не всегда помогал подчиненным Верри избегать промахов. Одно дело – послушать рассказ о чужих ошибках, другое – не ошибиться самому. «Но понимание того, что кто-то уже совершал подобные промахи, придает силы в трудной ситуации и помогает человеку быстрее вернуться в нормальное расположение духа», – говорит Верри.

Работу над ошибками проводят с компаниями многие консультанты. Например, консультант Эшли Гуд недавно помогла некоммерческому международному фонду Engineers Without Borders составить серию «докладов о промахах», где скрупулезно расписаны все неудачные шаги компании. Сейчас Гуд консультирует частные предприятия. Она рассказывает о том, как создать организационную культуру, в рамках которой приветствуется склонность к риску у всех сотрудников, а начальство снисходительно относится к просчетам подчиненных.

Зависит от подачи

«В российской практике зачастую, если тебе указывают на твои ошибки и промахи, это воспринимается как критика, тем более если она высказана подчиненным. Даже если это вышестоящий сотрудник, но моложе тебя, это тоже воспринимается негативно, – считает Карине Сарибекян, менеджер по связям с общественностью сети магазинов «Детмарт». – Так было, и эта проблема до сих пор не искоренена. Но такой опыт эффективен и должен быть применим в российском бизнесе. Он не только страхует от будущих ошибок, но и помогает сотрудникам лучше понимать друг друга».

А вот реакция коллег на результаты такого анализа их деятельности полностью зависит, по ее мнению, от взаимоотношений в коллективе. Одну и ту же информацию или констатацию факта можно воспринимать по-разному. Если окружение доброжелательное, то указание на твои ошибки будет восприниматься не как грубая критика, а как стремление помочь. Важно не ограничиваться утверждением «ты не прав», а указать на возможные варианты разрешения сложившейся ситуации, убеждена эксперт.

«Порой мы не видим дальше собственного носа не потому, что мы плохи, а просто потому, что мы люди и склонны ошибаться. И хорошо, если окружению не все равно и оно готово обратить твое внимание на недочеты», – считает Сарибекян, которой и самой не раз приходилось выслушивать про свои ошибки от коллег.

Элемент культуры

Обратная связь – один из элементов открытой корпоративной культуры, считают в компании «3М». «Возможность поделиться с другим человеком своим восприятием его поведения – это очень ценный инструмент развития. Пока ты не понимаешь, что именно делаешь не так, у тебя нет возможности измениться», – считает Александра Косинова, руководитель отдела по подбору и адаптации персонала «3М Россия».

Если в большинстве крупных компаний, по мнению Косиновой, обратную связь дает руководитель сотруднику, то в «3М» считается нормой, когда сотрудник может указать на ошибки и коллеге, и руководителю. Да и отваживаются говорить неприятные вещи коллеге или руководителю немногие.

Замечать и анализировать просчеты коллег крайне полезно, это позволяет не увеличивать количество собственных просчетов. Но вправе ли мы указывать сослуживцам на их ошибки, задается вопросом коллега Косиновой, директор по правовым вопросам Алексей Завалёв. Он считает, что не всегда.

«Члены управленческой команды или рабочей группы потому и объединены одной творческой задачей, что обладают различной экспертизой в широком круге вопросов, исповедуют разные управленческие и человеческие подходы к решению тех или иных вопросов, да и темперамент у всех людей разный. Соответственно, у каждого из нас собственное отношение к совершаемым ошибкам, да и оценка действий как ошибочных не всегда совпадает», – сомневается Завалёв. Исключения – это нарушение принципов деловой этики, корпоративной политики и законодательства. Тут никаких разночтений быть не должно, заключает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать