В крупных компаниях редко замечают дни рождения сотрудников

Никогда не поздравляет сотрудников с днем рождения лишь треть работодателей
Fotolia/ PhotoXPress

Принято ли в компаниях поздравлять сотрудника с днем рождения? (опрос Superjob.ru)

Менее трети российских работодателей (30%) никак не реагируют на памятные даты в жизни коллег, выяснили сотрудники исследовательского центра Superjob.ru, опросив в этом году 1500 менеджеров по персоналу и других работников кадровых служб.

Щедрость компании обратно пропорциональна ее размеру. В среднем 36% работодателей покупают сотруднику букет цветов или ценный подарок. Этот способ чаще выбирают небольшие компании (45% в фирмах с численностью персонала менее 50 человек, 17% - там, где работает более 5000).

В 18% компаний принято отправить имениннику хотя бы поздравление или открытку по электронной почте. Чем организация или предприятие больше, тем чаще они поступают именно так (в маленьких фирмах - 9%, в самых крупных - 27%).

В 29% компаний сотруднику на день рождения дарят деньги в конверте «от компании» (не путать с подарком от ближайших коллег в той же упаковке). В традициях 6% российских компаний - отпустить именинника с работы пораньше или дать лишний выходной. 4% дарят продукцию родного предприятия, предоставляют скидку или подарочную карту.

Каждая двадцатая компания проявляет фантазию и выбирает иной вариант поздравления. Например, перечисляет на зарплатную карту некую сумму «от лица компании согласно внутреннему положению». Многое зависит и от должности: руководитель может рассчитывать на более серьезный презент, а рядовых сотрудников ждет букет, поздравление по почте или праздничный анонс на информационном стенде. Часто руководство компании объединяется с коллективом, где работает именинник, и вносит свою часть в конверт с деньгами или оплату подарка.

В некоторых компаниях принято каждый месяц за счет фирмы устраивать чаепитие с раздачей подарков для всех именинников сразу. Есть руководители, которые сами спрашивают, что лучше - выдать сотруднику деньги наличными или устроить застолье в кафе на неограниченную сумму. Но это скорее исключение. Компания, особенно большая, поздравляет не всегда и не всех, а наиболее ценные подарки и горячие поздравления стремится приурочить к юбилею сотрудника.

Однако коллеги обычно стараются друг друга поздравить, не рассчитывая на начальство. В ходе опроса 1600 экономически активных россиян лишь 16% сказали, что в их компании не принято делать подарки сослуживцам «от коллектива», а 4% затруднились ответить. 65% сотрудников российских компаний соблюдают эту традицию с удовольствием, еще 15% - просто следуют ей, хотя и не слишком одобряют.

Традиция праздников и подарков в рабочей обстановке нравится трем женщинам из четырех (75%) и более чем половине мужчин (56%). Молодежи эти традиции кажутся гораздо более приятными, чем старшему поколению (71% в группе респондентов до 24 лет, 61% - среди тех, кому больше сорока пяти). Мужчины, даже соблюдая общие правила, гораздо чаще женщин от этого не в восторге (18% против 12% у женщин).

Есть коллективы специфически мужские, есть женские, и именно этим объясняется разница в неписаных внутренних уставах и разница в ответах опрошенных разного пола. О том, что в их компании не принято дарить коллегам деньги или подарки от коллектива, в ходе опроса сказало вдвое больше мужчин, чем женщин (21 и 10% соответственно). Реже других респондентов рассказывали о такой традиции люди старше 45 лет. А число тех, кому коллективные презенты не по душе, оказалось максимальным в группе респондентов от 25 до 44 лет (16%).

Сами именинники по-прежнему стараются накрыть для коллег прямо на рабочем месте праздничный стол - так поступают 84% россиян. Лишь 12% сказали, что в их компании подобное не принято, 4% затруднились ответить.