Статья опубликована в № 3763 от 03.02.2015 под заголовком: Масонская ложа талантов

Ноу-хау для поиска талантов

В кризис люди будут искать работу любыми способами, а работодатели - привередливо отбирать самых толковых и квалифицированных. Тем более что они уже припасли в рукаве еще одно ноу-хау для поиска талантов
А. Таранин

Многие компании уже начали оптимизировать бизнес-процессы и увольнять персонал. Армия безработных на рынке труда, скорее всего, будет множиться, невесело констатирует Юлия Денесюк, директор по маркетингу некоммерческой организации «Эксперты рынка труда».

Работодателю тоже легко не будет. Кризис вкупе с российскими демографическими проблемами обострит борьбу за таланты и заставит компании изобретать дополнительные способы их поиска, жалуется Клара Бодин, директор по персоналу по России и СНГ компании Oriflame.

«Эффективный способ поиска талантов есть. И он не похож на традиционный рекрутинг. Он гораздо лучше», - заявляет швед Никлас Делмар. Он приехал в Россию, чтобы попытаться открыть здесь подразделение сообщества талантов 4 Potentials, существующего в Швеции уже пять лет.

Шведское ноу-хау

Сообщество 4 Potentials насчитывает 5000 человек. Каждый попал сюда по рекомендации одного из участников сообщества и на входе прошел личное собеседование с Никласом Делмаром, управляющим директором 4 Potentials. «Я не задаю тех вопросов, которых обычно ждут от рекрутера. Я спрашиваю: «Кем вы себя видите через пять лет?» Многих этот вопрос заставляет задуматься, но я нечасто слышy в ответ: «Я всем доволен. И через пять лет ничего не хотел бы изменить в своей жизни». Нестандартные вопросы предполагают нестандартные ответы. И чем незауряднее человек мыслит, тем больше у него шансов пройти собеседование и попасть в сообщество. «Критерии у нас субъективные, но мне кажется, мы отбираем правильных кандидатов. Нам нужны люди энергичные, увлеченные и широко мыслящие», - говорит Делмар.

Сообщество делится на три группы: студенты, молодые специалисты и топ-менеджеры. Каждая группа встречается регулярно на разных мероприятиях - от больших конференций до камерных вечеринок в частном доме. Делмар часто стоит прямо на входе и лично здоровается с каждым участником мероприятия.

Он не просто руководитель сообщества, он еще и рекрутер. «Компании обращаются ко мне в поисках кандидатов. Мы же, зная участников сообщества не только как профессионалов, но и просто по-человечески, можем порекомендовать работодателю сразу до 15 человек», - рассказывает он.

«Работу в Oriflame я получила не через 4 Potentials, но во многом благодаря членству в этой организации. За годы, проведенные в сообществе, я изменилась - научилась ценить себя такой, какая я есть, а не пытаться подражать людям, которых считают успешными. Это дало мне много энергии, сделало более жизнерадостной и уверенной в себе», - говорит Бодин, которая состоит в 4 Potentials с 2011 г.

Российский вариант

В России подобное давно есть, правда, немного в другой форме, говорят эксперты рынка труда. Еще в 2000 г. Ward Howell International открыла портал e-xecutive.ru, который был своего рода элитной социальной сетью. Стать ее членом можно было, только получив личное приглашение от топ-менеджеров проекта, вспоминает Игорь Фрадин, консультант по связям с общественностью Ward Howell. Цель создания такого рода площадки была понятна: кадровое агентство, работавшее в среднем и высшем сегменте рынка, укрепляло свою базу кандидатов. Позже Ward Howell продала e-xecutive.ru.

Сейчас новый гендиректор e-xecutive Альмир Салимов говорит: «На протяжении последних лет портал потерял статус хедхантинговой площадки из-за отставания технологической платформы. Но новая философия e-xecutive предполагает не только общение и обмен опытом, но и создание сервиса для рекрутеров». В перспективе - перенос общения в формате онлайн в общение на реальных мероприятиях, добавляет он.

Салимов не исключает, что e-xecutive.ru может возродиться как сообщество талантов. «В России лучший способ найти высокооплачиваемую работу - это искать ее через связи. Такова традиция. Поэтому для нас профессиональные сообщества очень актуальны», - считает он.

Количество профессиональных сообществ в России растет. Но за редким исключением большинство из них редко встречается в реальной жизни, общаясь преимущественно в режиме онлайн. Делятся они чаще всего по профессиональному признаку и по уровню занимаемых их участниками должностей, рассказывает Марат Язифов, участник сообщества Executive VIP-club на LinkedIn, а также партнер Alex Rimus Executive Search. Он признается, что посещает подобные сообщества не только для общения и обмена опытом. Он ищет там клиентов и кандидатов. «Через такие сообщества я находил 5-10% клиентов», - рассказывает он.

А Юлия Денесюк, инициатор создания клуба Executive VIP-club, считает, что кризис играет на руку развитию профессиональных сообществ в России. Для кандидатов участие в них станет еще одним способом поиска работы, а для рекрутеров - способом поиска талантов.

Те профессиональные сообщества, что действуют сегодня в России, созданы компаниями для лоббирования своих интересов на рынке или в органах власти. Обычно во главе их стоят администраторы, а не профессионалы, возражает Роман Иванов, руководитель онлайн-сервиса по профориентации Careerdriver. Эти сообщества, продолжает он, часто имеют барьеры на входе от «лишних людей», например конкурентов. Они редко рассматривают актуальные для рынка вопросы и не способны раскрыть профессиональную квалификацию участников. А потому чаще всего в них нет почвы для рекрутинга, убежден эксперт.

В России рекрутеры и хедхантеры, продолжает Иванов, по большей части просто перепродают работодателям личные данные и контакты кандидатов, они крайне не заинтересованы в публичности соискателей, потому что зарабатывают как раз на том, что на рынке нет достоверной информации о профессионалах. Он не видит сейчас перспективы развития публичных профсообществ в России, так как, на его взгляд, их создание - дело затратное, это скорее примета благополучия в экономике. В кризис же произойдет возврат к дружеским профессиональным сообществам и посиделкам в офлайне. «Кандидатов будут передавать из рук в руки по рекомендации, сарафанное радио приобретет большое значение в поиске работы», - полагает Иванов.

Приятный побочный эффект

У нас пока просто не научились сочетать отдых и бизнес. Но люди уже проявляют большой энтузиазм, делится наблюдениями Лия Сергеева, автор идеи сообщества «Бизнес-беседка в Sergeev Country House». «Бизнес-беседка» была изначально создана как развлекательно-познавательное мероприятие выходного дня для клиентов Сергеевой, которая владеет кадровой компанией ASAPRecruitment. «Мы организовали пространство, где выступают спикеры по разным темам, и развлекательную зону с разными мастер-классами», - рассказывает она.

Встречи сообщества носят неформальный характер. Дальнейшие шаги можно предпринимать только тогда, когда у самих посетителей «беседки» появится запрос не просто на общение, но на попытки искать работу на неформальном мероприятии. «Мне кажется, люди к этому уже почти готовы. Надо просто все правильно организовать», - заключает она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать