Зачем компании используют игры для обучения персонала

Может ли виртуальная реальность заменить реальный рабочий опыт и сократить сроки подготовки кадров
А. Таранин

Все больше компаний используют компьютерные игры для обучения сотрудников и привлечения персонала, поскольку имитирование рабочей реальности помогает новичку получить опыт старшего сотрудника без выхода на рабочее место. Раньше этот способ использовали топ-менеджеры, констатирует Олег Чумаков, руководитель образовательного направления софтверной компании Nival. А сейчас игры становятся популярным инструментом привлечения менеджмента среднего звена. Эксперты говорят, что этот способ обучения сотрудников полезен и недорог, однако и он не решает всех кадровых проблем, с которыми сталкиваются компании при поиске молодых сотрудников.

По данным Чумакова, рынок образовательных и симуляционных игр в России пока еще мал и составляет около $100 млн. Однако в ближайшее время он будет расти, уверен эксперт. Стоимость разработки программного обеспечения невысока. Средний расход средств может достигать нескольких сотен тысяч долларов, предполагает Чумаков. Но в будущем стоимость, вероятно, снизится, так как появятся платформы-конструкторы, которые помогут создавать игры самостоятельно.

Биржа в аэропорту

Например, аэропорт «Домодедово» применяет обучающие игры с 2010 г. С их помощью компания планирует увеличить приток молодежи на управленческие позиции (от директора аэропорта до экономиста) и заранее обучить их будущим специальностям. А в конце октября 2015 г. выпустила пятую версию компьютерной игры DME Live Classic. По словам представителя аэропорта «Домодедово» Александра Власова, сейчас в компании в целом есть 1500 специальностей и каждая требует помимо стандартного обучения прохождения специального образовательного курса. Компания с 2000 г. сотрудничает с несколькими московскими профильными вузами и колледжами по программе «Приток». И игра была создана в первую очередь для их студентов. По данным Власова, разработка DME Live Classic обошлась «Домодедово» в 28 млн руб. Хотя аэропорт пока не проводил никаких исследований для оценки эффекта использования игр.

DME Live Classic, по сути, экономическая стратегия: в ней симулируется деловая и реальная активность аэропорта. Играя, можно проводить регистрацию, просчитывать необходимое количество автобусов или трапов, распределять другие ресурсы. А еще управлять компанией, которая специализируется на наземном обслуживании самолетов, или авиакомпанией. Например, закупать самолеты Airbus A320, Airbus A380, Bombardier CRJ-200, вести деловые переговоры на английском языке. Новая версия позволяет создавать биржу и терминал для торгов ценными бумагами, а в финале игры можно выпустить акции и провести IPO.

Замена опыта

Тренд на геймификацию в корпоративном бизнес-обучении набирает обороты, этим форматом обучения интересуется все больше компаний, констатирует Олег Бусыгин, гендиректор консалтинговой и тренинговой компании Intake-Consult. Чаще всего рабочую реальность симулируют в финансовых и логистических компаниях. Их деятельность проще смоделировать математически. «Большой спрос всегда будет со стороны тех компаний, работа которых легко формализуется», – говорит Чумаков.

В помощь летчикам

В середине октября 2015 г. авиаперевозчик Emirates Airlines заключил соглашение с софтверной компанией Cubic Global Defense о создании компьютерной игры для летного состава. В авиакомпании полагают, что обучающиеся при помощи компьютерной игры усваивают информацию на 65% лучше.

Бесспорный плюс геймификации в том, что она позволяет новичку получить багаж знаний, который есть у опытного сотрудника. Играя в компьютерные игры, можно заранее снять все риски и понять основные проблемы, которые могут возникнуть в реальной работе. «Опытный сотрудник видел много ситуаций и знает, как решать сложности. Его знания ложатся в основу игры, и молодой специалист, потренировавшись, решит проблему на уровне знатока. Учебники, конечно, дадут ему знания о том, что может случиться, но решение он должен принимать, исходя из практики и опыта, а их у него нет», – говорит Чумаков. Например, спектр игровых стратегий используется в компании IBM. В одной видеоигре участники попадают в виртуальный город, где они могут более эффективно организовать всю городскую жизнь. Они воплощают на практике разные бизнес-сценарии, рассказывает Чак Гамильтон, лидер по обучению виртуальным играм в IBM. Он добавляет, что 400 000 сотрудников компании, т. е. 40% ее персонала, работают из дома или в любых других местах, удаленных от офиса. Игры помогают коллегам связываться друг с другом и чувствовать себя одной командой.

Кстати, согласно исследованию, проведенному Трейси Ситцманном, профессором менеджмента Денверской бизнес-школы Университета Колорадо, сотрудники, которых обучали в форме игры, запоминали больший объем информации, лучше овладевали профессиональными навыками и дольше удерживали в памяти полученные знания.

Игры – хороший инструмент для привлечения и обучения сотрудников, особенно если учесть, что молодое поколение Y выросло на играх в соцсетях и смартфонах, говорит Павел Безручко, гендиректор компании «Экопси-консалтинг». «Для них это привычный и комфортный формат обучения», – объясняет он.

Еще один плюс игрового формата в том, что компании достаточно один раз инвестировать средства в разработку игры и не надо каждый раз тратиться на организацию очного тренинга. Реальную пользу и сроки возврата инвестиций, правда, оценить сразу сложно. Надо сначала обучить определенную группу людей, а потом сравнить их результаты с группой, которая такой курс не прошла, говорит эксперт. Представитель компании «Домодедово» сказал, что пока они не проводили исследований такого рода.

Игровые ограничения

Тем не менее игры не полноценная замена реального опыта и эксперты советуют компаниям чрезмерно не увлекаться методами геймификации. По словам Бусыгина, игровые технологии должны служить лишь приложением к базовому образованию и очным тренингам. Сами по себе они знаний не прибавят. Кроме того, не стоит забывать, что работа на игровом симуляторе – это не больше чем теоретическо-практическая часть обучения, которая нужна для общего понимания той работы, которой человеку предстоит заниматься, поясняет Бусыгин. Игры не прививают конкретных навыков, которые могут пригодиться в реальной ситуации, особенно в экстремальных обстоятельствах, нередко возникающих в работе аэропортов. «Вы ведь не станете хорошим водителем, если вас обучить вождению на симуляторе. По-настоящему хорошо научиться водить машину можно только на настоящей дороге», – говорит Бусыгин. Поэтому ошибочно считать, что обученный на симуляторе сотрудник полностью готов к выполнению любых серьезных задач на работе.

Кроме того, у обучающих игр есть серьезное ограничение. В некоторых сферах игровые технологии не работают – например, их нельзя использовать для оценки результатов работы персонала. Чтобы оценить сотрудника, с ним надо пообщаться лично, игровые технологии и компьютерные игры не могут дать полного представления о том, как человек работает и что он умеет, объясняет эксперт. Игровая система не подойдет и компаниям, где процессы не стандартизованы, например рекламным агентствам, уверен Чумаков.

Наконец, надо еще уметь правильно пользоваться этими играми. Компании, которые не продумывают заранее, какая именно обучающая компьютерная программа им нужна, с какой целью они будут обучать сотрудников и как надо будет оценивать результаты обучения, не получат желаемого инструмента. Директор по персоналу может неправильно сформулировать задание разработчикам и получить некачественный и неподходящий для компании программный продукт, объясняет Бусыгин. Правда, в последнее время HR-директора крупных компаний научились четко формулировать цели компании и ставить задачи перед разработчиками игр. А среднему и малому бизнесу еще предстоит научиться правильно применять обучающие игры, пока для них это скорее бесполезные игрушки, говорит эксперт.

Использованы материалы WSJ