Статья опубликована в № 4366 от 19.07.2017 под заголовком: С московской меркой

Переезд в провинцию – шанс для московских бизнесменов

В регионах им проще и выгоднее открыть свое дело

Тридцатилетний Василий Дубейковский, основатель агентства «Ситибрендинг», недавно переехал из Москвы в Урюпинск в Волгоградской области. Он занимается брендингом малых городов, и переезд помог ему лучше узнать, чем живут малые города. Обосновавшись в провинции, он понял, как надо продавать услуги по продвижению городов мэрам. Заезжему москвичу доверяют меньше, а «Васю из Урюпинска» признают за своего, замечает Дубейковский. Раньше он работал бренд-менеджером в московском представительстве Campbell’s. Его хобби были воскресные путешествия по России. Он заметил, что малые города нуждаются в собственных брендах, хотя бюджеты муниципалитетов малы. Сейчас в команде Дубейковского восемь человек. Она уже разработала проекты для девяти городов, среди них Добрянка, Костомукша, Ангарск, Свияжск, Болгар. Гонорар за проект – 1–2 млн руб. Но накладные расходы из-за переездов большие и съедают почти всю выручку. Одновременно Дубейковский проводит тренинги по геобрендингу для местных чиновников и менеджеров компаний, зарабатывая 30 000–50 000 руб. за день занятий. Он, например, читал лекции чиновникам Калужской области. Дубейковский твердо уверен – начинать первый бизнес в провинции выгоднее.

Переезд предпринимателей из Москвы в регионы – тренд последних лет, говорит проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов. Первое успешное поколение, столкнувшись с тем, что регулирование экономики становится все жестче и глупее, предпочитает уезжать, замечает он. Все чаще они выбирают российские регионы. Договориться с властями там проще, взятки меньше, а значит, стартовать с новым делом можно быстрее, уверен Мясоедов.

Носители технологий

В Москве предприниматель, чтобы выжить, должен быть сильным профессионалом, а в регионах требования ниже, полагает Дмитрий Сельков, владелец хостелов в Москве, Воронеже и других городах. В Москве в 10–15 раз больше мест в хостелах, чем в областных центрах, и нужно приложить больше усилий и умений, чтобы привлечь клиента.

Люди из регионов сначала уезжают в Москву, нарабатывают опыт и изучают технологии, а потом возвращаются в свои города, где у них есть связи, говорит Владимир Маринович, гендиректор бизнес-школы «Вверх». Юрий Кунявский, проработав 14 лет в Москве в HR-консалтинге, в 2016 г. вернулся в город детства – Саратов. В Саратове он со студенческим приятелем, местным бизнесменом, открыл школу предпринимательства для подростков. Связи партнера позволили привлечь в школу преподавателей – владельцев бизнеса, которые ведут курс на общественных началах. Родителям обучение обходится в 56 000 руб., в 2016 г. было два выпуска. В Саратове интерес к такому курсу выше, чем в Москве: многие работают в малом бизнесе и хотят передать дело детям, рассказывает Кунявский. Еще один плюс: Кунявский не потратил ни копейки на рекламу – сарафанное радио работает хорошо, а школа стала большой новостью для Саратова. Телеканал «Саратов 24» даже сделал серию передач о ней.

Меньше налогов

Важная выгода – местные налоговые льготы. Например, в Калужской области действует нулевая налоговая процентная ставка для ИП, которые работают по упрощенной и патентной системам и впервые зарегистрировались в 2016 г. Такую льготу предлагают фермерам, производителям одежды, хлеба и кондитерских изделий, ремонтных мастерских и проч., сообщила пресс-служба Калужской области. С 2016 г. пониженные налоговые ставки для индивидуальных предпринимателей, которые пользуются упрощенной системой налогообложения, действуют в 33 регионах России.

Надежда Васильева, гендиректор ТК «Ворошиловский» в Волгограде, говорит, что у предпринимателей из столицы, которые арендуют торговые помещения в ее центре, есть фора перед местными – они приносят лучшие стандарты обслуживания и новые розничные технологии: автоматизацию, маркетинг и т. п.

Быстрее и дешевле

Для бизнеса побольше главный стимул переезда в регионы – снижение издержек. Сергей Миронов, основатель сети ресторанов «Мясо & рыба», владелец шести ресторанов в Москве, собирается в декабре открывать ресторан на центральной улице Волгограда. Ресторатор планирует получать выручку 700 000 руб. в день при среднем чеке в 2000 руб. Только экономия на зарплате персонала, включая шеф-повара, должна составить 35%, говорит он. Аренда помещения на 500 кв. м обойдется в 500 000 руб. в месяц, в Москве плата была бы втрое выше.

Дешевая рабочая сила, экономия на аренде – вот что заставляет бизнес переезжать из столицы, говорит руководитель Центра правового обслуживания Анна Коняева.

Дмитрий Неткач, управляющий партнер Watcom Shop Mechanics, обращает внимание на привлекательность региональных торговых центров – во многих трафик сопоставим с московским, поскольку других развлечений в городах мало.

Компания «Вельтпласт» несколько лет назад запустила новое производство в Москве, а потом перевезла его в Тульскую область, рассказывает гендиректор Дмитрий Шаповалов. Завод в Ясногорске сейчас выпускает листы ПВХ, которые используют для изготовления рекламных конструкций. Хотя завод в Ясногорске пришлось восстанавливать от пола до крыши, проводить коммуникации, дело окупилось, говорит Шаповалов. И приводит пример: в Москве он платит за аренду земли под заводом 15 млн руб. в год, а в Тульской области – «смешные деньги», по его словам. Еще один плюс провинции – более дешевая и удобная логистика. В Москве производство находится на «Авиамоторной» и есть проблемы с транспортом: доставляют сырье и вывозят продукцию небольшими малотоннажными грузовыми фургонами либо только ночью. Въезд фур туда запрещен (а надо перевозить партии до 1000 т). В Ясногорске таких проблем нет – доставляй в любое время. Согласования нового строительства и реконструкции зданий в регионах проходят быстрее, говорит Шаповалов. Например, в Ростовской области, где строится новый производственно-складской корпус «Вельтпласта», со всеми согласованиями справляется один директор. А в Москве, где компания собирается открыть новый цех, этим занимается целый отдел.

Бизнес по-свойски

В Москве дистанция между малым бизнесом и властями слишком велика: много уровней госуправления и до людей, принимающих решения, не добраться, говорит Сельков. Например, в Ростове, где у Селькова есть мини-отель, легко попасть на прием к мэру, получить поддержку, поговорить о проблемах бизнеса, рассказывает он.

Опередили Москву

Москва в 2016 г. занимала лишь 10-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов (рейтинг составляет АСИ). В пятерку регионов с лучшим деловым климатом вошли Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская и Тюменская области. В 2017 г. Москва поднялась в рейтинге на 3-е место после Татарстана и Чувашии.

Однако во многих городах москвичу не найдется места – местный бизнес сращен с властью и чужих не пускают, говорит экономист Наталья Зубаревич. А купить готовый бизнес тоже непросто: либо нет подходящих объектов, либо цена неадекватная, отмечает Владимир Ермолаев, партнер компании «Делошоп». Больше всего предложений на Avito – в Краснодарском крае, сказал он.

Дефицит квалифицированных кадров в регионах острее. «В Москве я могу по щелчку пальцев найти, например, микробиолога, а за МКАД любых специалистов не достать», – поясняет Шаповалов.

Нет конкурентов

В России около 1114 городов, в том числе более 900 – с населением менее 100 000 человек, и хорошо, если туда перетечет хотя бы небольшая часть малого бизнеса из столиц, говорит Мясоедов. Однако надо тщательно оценить спрос. Малый бизнес хорошо развивается там, где высок потребительский спрос, а в большинстве городов его нет, напоминает Зубаревич.

В городах-миллионниках спрос относительно высок, а конкуренция меньше – была бы свежая идея. Марат Багаутдинов родом из Набережных Челнов 10 лет проработал в Москве в управленческом консалтинге. Несколько лет назад решил вернуться в Татарстан, в Казань, и открыл сеть быстрого питания Wok & Go. Тогда в Москве уже работало несколько вок-кафе, а в Казани с этой идеей он был первым. Багаутдинов с партнером вложили в первое кафе в центре Казани 500 000 руб. Помещение в 53 кв. м ресторатор арендовал за 63 000 руб. в месяц. Сейчас у него три кафе Wok & Go. Первая точка приносит 35 000 руб. выручки в день (при среднем чеке 300 руб.). Если открыть кафе в московском торговом центре, трафик и выручка будут в разы выше, говорит Багаутдинов. Для примера: мимо кафе в Москве на Тверской улице проходит 15 000 человек в день, а в Краснодаре на ул. Красной – 4000, говорит Неткач. Но Багаутдинов считает: доходы меньше, зато и конкуренция в Казани ниже.