Как определить, ушел ли директор сам или его уволили

Лингвист из Франкфурта придумал алгоритм дешифровки официальных сообщений
Пресс-службы компаний очень редко раскрывают детали происшедшего, опасаясь судебных исков или имиджевых потерь/ Freepick

Пресс-релиз компании об уходе гендиректора – один из самых загадочных документов, представляемых широкой публике. За набором клише и витиеватых формулировок о желании испробовать другие возможности или проводить больше времени с семьей может скрываться принудительное увольнение. Пресс-службы компаний очень редко раскрывают детали происшедшего, опасаясь судебных исков или имиджевых потерь.

46-летний лингвист, редактор финансового издания Börsenzeitung из Франкфурта Даниэль Шаубер основал исследовательскую фирму Exechange и разработал алгоритм для анализа сообщений компаний об уходе гендиректоров и других доступных данных. Его формула присваивает каждому случаю оценку от 0 до 10, где 0 – совершенно добровольный уход, 10 – явное принудительное отстранение от работы.

Например, алгоритм Шаубера присвоил оценку 10 увольнению гендиректора Arconic Клауса Кляйнфельда в апреле. Компания сообщила, что Кляйнфельд уходит по соглашению сторон, вскоре после того, как он отправил одному из инвесторов письмо недопустимого содержания. Совет директоров cчел это серьезной ошибкой. Ноль по шкале Шаубера получило увольнение из ExxonMobil Рекса Тиллерсона, ставшего госсекретарем США.

Тайный язык

Шаубер заинтересовался темой дешифровки официальных сообщений еще в университете. Он проанализировал тысячи объявлений компаний. «Язык выглядит шаблонным, но, если приглядеться к каждому слову и к тому, какой вес оно имеет, у каждой корпорации обнаруживается собственный код. И если от нормы этого кода появляются отклонения, там можно найти информацию», – говорит исследователь. По словам Шаубера, среди клиентов Exechange – рекрутеры, специализирующиеся на подборе топ-менеджеров, и инвесторы небольших компаний, смена руководства которых не получает широкого освещения в СМИ.

Однако такие ясные случаи встречаются редко, чаще всего результатом работы алгоритма является оценка, лежащая в середине шкалы, что может говорить о том, что уход руководителя был вынужденным, но лишь отчасти. Например, недавний уход Марио Лонги с должности гендиректора U.S. Steel получил оценку 5. В сообщении компании не было информации о его дальнейших планах и не выражалось сожаления в связи с его уходом. Сообщение появилось спустя две недели после того, как котировки акций компании просели на фоне новостей о том, что прибыль оказалась ниже прогнозов. Однако в нем была похвала в адрес Лонги от председателя совета директоров и 65 слов было отведено перечислению достижений компании под его руководством. Эти факторы в совокупности с возрастом Лонги (63 года) предотвратили дальнейший рост итогового балла.

Алгоритм учитывает расплывчатые формулировки вроде «решил покинуть компанию», недомолвки (например, общие слова благодарности без перечисления конкретных заслуг), уход топ-менеджера уже в ближайшее время после заявления компании об этом, отсутствие названного преемника на момент увольнения – все это добавляет баллов к итоговой оценке, как и возраст уходящего руководителя (если он старше 60 лет) и отсутствие у него конкретных планов на ближайшее будущее. Шаубер воздерживается от присвоения оценок отставкам в связи с состоянием здоровья уходящего руководителя: у таких отставок слишком много неизвестных и сложных причин.

Перевела Надежда Беличенко