Статья опубликована в № 4447 от 10.11.2017 под заголовком: Вопрос на миллион

Как получить миллионы долларов, отвечая на вопросы

Китайский аналог американского сервиса затмил оригинал
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Куда женщине лучше поехать в путешествие? Что зрители думают о новом фильме о супергероях? Как зарегистрировать бизнес за границей? Каждый день сотни тысяч таких вопросов переполняют Zhihu – самый популярный в Китае онлайн-сервис вопросов и ответов, платформа, где пользователи могут получить нужные знания без посредников.

Сейчас Zhihu оценивается в $1,25 млрд. Сервис публикует онлайн-книги, написанные или отредактированные лучшими пользователями сервиса и часто посвященные самым актуальным темам форума. Кроме того, Zhihu продает подкасты и текстовые объяснения. Платформа Zhihu Live, берущая с пользователей плату за каждый просмотр и транслирующая в прямом эфире разговоры со знаменитостями и экспертами, привлекла 4 млн зрителей. За четыре года количество зарегистрированных пользователей Zhihu достигло 100 млн, а число уникальных посещений в месяц – 780 млн, что значительно превзошло показатели известного американского аналогичного сервиса Quora (200 млн уникальных посещений в месяц).

Американский образец

Создатель Zhihu Чжоу Юань вырос в период становления китайских технологических гигантов. Интернет-компания NetEase, основанная в 1997 г., была очень популярна и сыграла важную роль в формировании таких стартапов, как поисковик Baidu и интернет-компания Sina. Эти компании вдохновили Чжоу на то, чтобы изучать информатику и стать программистом, а впоследствии журналистом.

Zhihu выросла на обломках стартапа Metasearch. Он занимался анализом данных и был первым предпринимательским опытом Чжоу. «Мне было очень грустно, я чувствовал себя потерянным», – вспоминает предприниматель крах своей первой компании в 2010 г.

Идея сервиса Zhihu возникла у Чжоу 10 лет назад. Тогда он был активным пользователем apple4us – китайского блога и форума поклонников продукции Apple – и подумал, что мог бы и сам сделать что-то подобное. А в 2011 г. основатель блога apple4us, ныне прекратившего существование, показал Чжоу американский интернет-форум Quora, и тот немедленно воодушевился. «Quora необъяснимым образом показался мне очень знакомым. Я тут же вспомнил свою старую идею сделать аналог apple4us. Все сошлось», – рассказывает Чжоу о встрече со своим приятелем-блогером.

Он сразу же позвал делать собственную версию сервиса двух своих партнеров из Metasearch. А уже на следующий день появился первый бизнес-ангел – топ-менеджер одной из китайских компаний.

Король обезьян

В первые два года Zhihu выбирала, кого пригласить пользоваться сервисом. Люди, не получившие приглашения, но желающие стать пользователями, могли обратиться на платформу и ждать одобрения. Многие из тех, кто очень хотел присоединиться, обращались на торговую платформу Taobao, где коды-приглашения от одобренных пользователей продавались по цене до 120 юаней ($18).

В этом году власти КНР ужесточили политику регулирования контента в интернете, затронувшую, например, новостное приложение Toutiao и сервис микроблогов Sina Weibo, и закрыли несколько популярных аккаунтов в социальных медиа, контент которых они посчитали «непристойным». Zhihu приходится соблюдать баланс между поддержанием живого общения между пользователями платформы и соблюдением требований китайских киберрегуляторов.

Сегодня Zhihu занята формированием связей между пользователями на платформе. Недавно Zhihu заключила соглашение с рекрутинговой компанией, чтобы оценивать возможности трудоустройства пользователей в такие компании, как сервис такси Didi Chuxing или совместного использования велосипедов Mobike.

Для идентификации спама Zhihu использует искусственный интеллект – соответствующее приложение носит название «Король обезьян» в честь главного героя романа «Путешествие на Запад». Wall-E, еще одна программа на основе искусственного интеллекта, ищет и удаляет клеветнические и оскорбительные посты. Жалобы пользователей, количество которых за последний год выросло десятикратно, проверяет целая команда редакторов, говорит Чжоу.

Комментарии по-китайски

Пользователи платформы жалуются, что рекламы, искусно вплетенной в тексты, стало больше по мере коммерциализации платформы.

«Раньше можно было купить книгу, но нельзя было задать вопросов о ней», – говорит предприниматель. Несмотря на непредсказуемость контента, создаваемого пользователями, предприниматель верит в продукт, который развивают сами пользователи. «Если опубликовать текст в США, многие люди не будут читать комментарии к нему, потому что там полно троллей. В китайском интернете комментарии обычно самое интересное», – говорит он.

До сих пор интуиция Чжоу срабатывала. Он считает, что Zhihu обязана успехом ключевой функции – сервису вопросов и ответов. Именно благодаря ему платформа выжила, тогда как другие похожие проекты провалились. Тем не менее стремление сделать базу знаний на Zhihu коммерчески выгодной усиливается. К тому же растет конкуренция со стороны платформы Fenda, где пользователи могут задавать вопросы за плату, а также социальной сети Douban. Это не слишком беспокоит Чжоу. «Китайский интернет большой. В нем можно сделать много экспериментов», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать