Следует ли пускать рядовых сотрудников на заседания совета директоров

Необычный управленческий эксперимент стартапа из Кремниевой долины
Плохие финансовые результаты могут разочаровать сотрудников и даже снизить их мотивацию, но, если в компании царит атмосфера доверия, люди спокойнее воспринимают новости, уверен Синха/ Денис Абрамов/ Ведомости

Слишком много информации не бывает, решил сооснователь и гендиректор IT-стартапа Rubrik Бипал Синха и ввел в компании политику радикальной прозрачности.

Он честно и откровенно обсуждает с менеджерами и рядовыми сотрудниками, как идут дела у компании и каково финансовое положение. Синха, бывший разработчик Oracle и финансист в Lightspeed Venture Partners, ждет такой же открытости и от шести членов совета директоров своей компании. На каждом заседании совета директоров может присутствовать любой из 600 сотрудников Rubrik, и большинство пользуется этой возможностью – лично или посредством конференц-связи. Сотрудников побуждают задавать вопросы и провоцировать директоров. Обсуждаются любые темы, имеющие отношение к бизнесу, кроме конфиденциальной клиентской информации. Политика радикальной прозрачности в Rubrik не сводится только к открытым заседаниям. Календарь Синхи также находится в открытом доступе, и любой сотрудник может посмотреть, чем занят гендиректор, а также выбрать удобное время для встречи с ним.

Когда люди бросают карьеру в крупных компаниях ради построения стартапа с нуля, они хотят быть в курсе всего происходящего, уверен предприниматель. Но большинство основателей стартапов стремятся дозировать информацию, считая, что таким образом они сохраняют контроль над компанией. Плохие финансовые результаты могут разочаровать сотрудников и даже снизить их мотивацию, но, если в компании царит атмосфера доверия, люди спокойнее воспринимают новости, уверен Синха. Сотрудники понимают, что трудности – часть долгосрочной истории, которая только разворачивается. Это понимание придает им сил, продолжает Синха, для решения проблем, даже не входящих в их непосредственные обязанности.

Они открываются

6% непубличных компаний, согласно результатам опроса более 2100 финансовых директоров, проведенного Robert Half Management Resources, в 2016 г. предоставляли всем сотрудникам данные о промежуточных и годовых финансовых показателях, а 31% компаний раскрывали эти сведения отдельным сотрудникам. В 2012 г. так поступали лишь 7 и 17% непубличных компаний соответственно.

Например, когда компания Rubrik только запускалась, на заседании совета директоров обсуждался сайт компании. Он входил в зону ответственности отдела маркетинга, но во время совещания один из разработчиков Rubrik заявил, что хочет взять на себя ответственность за разработку и запуск сайта. Он в одиночку сделал и запустил первый сайт Rubrik.

Синха вспоминает, как два года назад Rubrik разрабатывала новое приложение для работы с базами данных. Разработчики потратили на него очень много времени, а отдел маркетинга придумал глобальную стратегию продвижения продукта. Однако менеджмент решил, что готовый продукт не соответствует стандартам качества Rubrik. На очередном заседании совета директоров сотрудникам объявили, что это приложение не выйдет на рынок минимум ближайшие полгода. Те, кто работал над ним, были очень разочарованы. Однако менеджеры объяснили, что стартап Rubrik нуждается в доверии потребителей, рассказывает Синха: «Мы не могли выпустить на рынок продукт просто потому, что наши люди потратили на него много сил».

Заседание совета директоров Rubrik обычно длится около 2,5 часа. Синха уверяет, что никаких базовых правил и ограничений на вопросы, которые могут задавать сотрудники, в компании не установлено, а акционеры, директора и сотрудники считаются равноправными заинтересованными сторонами. По словам предпринимателя, менеджмент только просит сотрудников не задавать на заседаниях совета директоров вопросов, цель которых преимущественно познавательная, а обсуждать их с руководством в рабочем порядке. В начале директора частенько занимались ликбезом, но теперь сотрудники стали задавать более глубокие вопросы, касающиеся стратегии компании.

Вопросы бывают неудобными. Например, вспоминает Синха, на последнем заседании сотрудник спросил, может ли один из руководителей подразделений возглавить данное направление во всей компании. Этот руководитель также присутствовал на заседании. «Я честно ответил, что не знаю, сможет ли этот менеджер настолько вырасти, но вижу, что он отлично работает на нынешней должности и демонстрирует способность к дальнейшему росту», – говорит Синха. По его словам, после заседания тот менеджер поблагодарил его за откровенность и за то, что основатель компании видит в нем потенциал роста.

По мнению Синхи, концепция открытых заседаний советов директоров подходит не только для стартапов, но и для давно существующих компаний, хотя у публичных компаний больше информации, не подлежащей широкой огласке.

Перевела Надежда Беличенко