Калифорнийские стартапы готовятся заработать на легализации марихуаны

Традиционные игроки опасаются обострения конкуренции
Варвара Гранкова

Когда Джон Казали был ребенком, его часто пугал шум вертолетов, с которых федеральная полиция США искала плантации марихуаны в отдаленных районах Северной Калифорнии. В 1992 г., когда ему было 22 года, Казали получил восемь лет тюрьмы за выращивание конопли. Сейчас бывший осужденный преступник является членом местной торговой палаты, до сих пор владеет небольшой семейной фермой и имеет разрешение на выращивание там марихуаны для медицинских целей. В данный момент Казали собирает документы, чтобы получить генеральную лицензию штата. Калифорния первой из штатов США разрешила медицинское применение марихуаны в 1996 г., а с 1 января 2018 г. здесь полностью легализовано употребление марихуаны в развлекательных целях. Таким образом бизнес Казали и ему подобных может стать совершенно законным.

По подсчетам аналитика инвестбанка Cowen Вивьен Азер, рынок марихуаны в экономически сильнейшем штате США может достичь $5 млрд в год. В штате уже возникло новое поколение компаний, получающих венчурное финансирование и намеренных поработать над имиджем марихуаны и перевести операции на этом рынке на профессиональный уровень.

В то же время выращивать марихуану в промышленных масштабах готовятся крупные агрокомпании, а традиционные продавцы опасаются, что пробелы в законах позволят крупным игрокам доминировать и навязывать рынку процедуры, которые вынудят свернуть бизнес мелких продавцов, многие из которых никогда не вели отчетности.

По американским законам

Окончательная версия новых законодательных актов в Калифорнии была опубликована всего за несколько недель до вступления в силу, поэтому у участников рынка было не так много времени, чтобы подготовиться. К тому же на федеральном уровне в США марихуана до сих пор находится в одном ряду с героином и ЛСД, и, несмотря на легализацию марихуаны в Калифорнии, местные продавцы не могут работать, например, с финансовыми организациями, которые ведут бизнес во всех штатах. Против легализации резко высказывался генеральный прокурор США Джефф Сешнс и угрожал отменой статьи федерального закона, запрещающей правительству страны преследовать продавцов и покупателей марихуаны для медицинских целей. «Штаты могут принимать какие угодно законы, но я не думаю, что наша нация станет лучше и здоровее, если марихуана будет продаваться на каждом углу», – говорил он. Такая позиция федеральных властей добавляет неопределенности участникам рынка в Калифорнии и после вступления в силу норм о легализации марихуаны на территории штата.

Новые стартапы уже теснят игроков старой школы. Так, владелец Green Cross Кевин Рид сообщил о закрытии сервиса доставки, с которого начинался его бизнес, из-за невозможности конкурировать с новыми сервисами доставки марихуаны вроде Eaze. В 2017 г. выручка его компании, обычно составлявшая $15–18 млн, упала на 37%. Рид, Казали и другие производители и продавцы марихуаны опасаются, что после полной легализации новые налоги лишат игроков, работающих в правовом поле, значительной доли прибыли и сделают невозможной конкуренцию с торговцами с черного рынка.

Держат дистанцию

По мере легализации сектора в США стартапы, бизнес которых связан с марихуаной, привлекают все больше внимания инвесторов. Данные, собранные онлайн-платформой для инвестиций в агропромышленные и пищевые технологии AgFunder, свидетельствуют о более чем трехкратном росте вложений в стартапы, работающие на рынке марихуаны, в 2017 г. Сумма превысила $325 млн.

Некоторые инвесторы пользуются преимуществами сохраняющихся в этом секторе законодательных пробелов, чтобы опередить конкурентов. Регуляторная среда, в которой не решаются действовать консервативные фонды-конкуренты, позволяет получать сверхприбыли, объясняет Ал Форман, директор по инвестициям нью-йоркского фонда Tuatara Capital, работающего на рынке марихуаны. Тем не менее его фонд воздерживался от вложений в Калифорнии до последних изменений в законодательстве штата.

Наибольшая часть инвестиций досталась стартапам, непосредственно не занимающимся производством марихуаны: например, сервисам доставки, таким как Eaze, или поставщикам ПО, как Green Bits. Таким образом инвесторы значительно дистанцируются от самих запрещенных веществ.

Примером компании нового поколения является MedMen – стартап из Лос-Анджелеса, ставящий целью внедрение современных методов менеджмента в производстве и продаже марихуаны. MedMen предлагает управленческие услуги производителям марихуаны, а также помощь в розничных продажах в Калифорнии и Нью-Йорке, являясь, по сути, аутсорсинговой компанией. Кроме этого MedMen управляет инвестиционным фондом в $250 млн. По словам Дэниеля И из MedMen, за полтора года численность сотрудников компании выросла с 45 человек до 350. По его мнению, условия на новом регулируемом рынке когда-то запрещенного вещества в любом случае будут жесткими. «Мы тут не кофе торгуем», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко