Статья опубликована в № 4546 от 12.04.2018 под заголовком: Рабочая сила таксиста

Как справиться с миллионной армией таксистов

Таксисты – едва ли не самая хлопотная для работодателей категория сотрудников
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

36-летний Олег Никольцев работает таксистом более девяти лет. Из них он пять лет трудился в таксопарках. За это время он сменил три таксопарка: либо компания закрывалась, либо не устраивали условия сотрудничества. Некоторые таксопарки штрафуют водителей, если те даже по уважительным причинам отказываются от заказов, или очень трудно получить допуск машины к рейсам – приходится давать взятку механикам, осматривающим машины перед выездом, а их придирки часто необоснованны, рассказывает он. В конце концов Никольцев зарегистрировал ИП, арендовал машину у другого ИП и стал работать на себя.

За 15 часов работы в среднем он получает 6000 руб. После вычета аренды, бензина и комиссии агрегатору (Никольцев подключен к трем агрегаторам такси) у него остается 1500 руб. за смену.

В прошлом году в России работало 584 000 таксистов, еще 117 000 выходило на линию время от времени, подсчитал Аналитический центр при правительстве России (АЦ). «Яндекс.Такси» считает, что таксистов еще больше – 900 000 человек, для большинства это временная работа. По данным АЦ, армия водителей увеличивается каждый год примерно на четверть – из-за роста спроса на услуги извоза.

Таксисты – очень хлопотный трудовой ресурс даже по сравнению с другими категориями массового персонала, говорит консультант по подбору персонала Денис Олейник. В такси приходит много людей, которые потеряли работу, рассказывает Никольцев. Таксистами устраиваются, как правило, люди рабочих профессий, они неорганизованны и с ними сложно проводить собеседования, говорит Олейник. «Водитель работает таксистом в среднем не больше девяти месяцев. За это время он меняет три таксопарка в поисках лучших условий, убеждается, что много заработать не сможет нигде, и уходит в другую профессию», – подтверждает Виталий Крылов, бывший гендиректор сервиса Gett в России. «Ведомости» выясняли, как же агрегаторы такси и таксопарки набирают и удерживают столь текучие кадры.

Легко начать

В Москве свыше 1000 таксомоторных парков, крупных компаний с 200 и более машинами всего несколько десятков, говорит гендиректор «Формулы такси» Виталий Прокин. По словам представителя департамента транспорта Москвы, в городе 47 300 машин имеет разрешения на таксомоторную деятельность, в этой сфере работает 1135 юридических лиц и 3576 ИП. По данным АЦ, в России 32,8% рынка услуг такси приходится на онлайновые агрегаторы, у которых нет своих таксопарков. Они заключают договоры с таксопарками и ИП.

Стать таксистом можно за несколько дней: таксопарк поможет оформить ИП и сразу даст автомобиль в аренду, рассказывает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов. После этого шофер взаимодействует только с онлайн-агрегаторами, через которых получает заказы за комиссию в 15–25% с поездки, уточняет Амосов.

Считанные таксопарки нанимают шоферов по трудовому договору: из 80 000 московских водителей лишь 1000–1500 устроено в штат, говорит Амосов. На сервисе поиска работы для таксистов JobTop размещают вакансии 75 московских таксопарков, но из них около 20 готовы нанимать водителей в штат, сказал представитель сервиса.

Шофер на карусели

Новые кадры надо набирать постоянно. Таксопарк «Формула такси», у которого 930 автомобилей, сдает машины в аренду 1500 шоферам-ИП. Каждый месяц таксопарк набирает 80–90 новых водителей, примерно столько же человек уходит, говорит Прокин. «Таксити групп» (800 автомобилей в Москве, 470 – в Санкт-Петербурге) в месяц заключает договор аренды с 70 таксистами, а примерно 60 шоферов прекращает сотрудничество, рассказывает владелец «Таксити групп» Феликс Маргарян.

Желающих много: в среднем на одну вакансию приходится по 22 соискателя, по данным JobTop. По словам Прокина, кандидат на работу по арендному договору должен иметь стаж вождения не менее трех лет и российское гражданство. У него не должно быть штрафов ГИБДД и признанных судом долгов. Он должен быть общительным и неагрессивным, продолжает Прокин. По его словам, отсеивается половина.

Большинство кандидатов не выдерживает проверку службы безопасности, отмечает гендиректор таксопарка «Софкар» Ренат Шаяхметов. По его словам, претенденты пытаются скрыть судимости, долги по кредитам и алиментам, факты лишения прав за грубые нарушения правил дорожного движения.

По оценкам JobTop, таксопарки Москвы ежемесячно теряют до 2 млрд руб. из-за нехватки кадров и простоя автомобилей. Подобрать таксистов с каждым годом становится все сложнее, сетуют представители таксомоторных компаний. Чаще всего они ищут водителей своими силами: например, кадровая служба «Софкара» публикует объявления на сайте Avito, размещает рекламу и на собственных машинах парка. Другие более изобретательны.

Боты не справляются

«Яндекс.Такси» помогает партнерам-таксопаркам подбирать водителей, привлекая рекрутинговые агентства и размещая объявления на порталах поиска работы и непосредственно на машинах, рассказал представитель сервиса. Проблема в том, что крупные кадровые агентства отказываются заниматься подбором таксистов. Это трудозатратно и невыгодно, говорит коммерческий директор агентства Kelly Services CIS Илья Ильин. В начале года его фирма предоставила бесплатный тестовый день крупному агрегатору такси. За сутки рекрутеры поговорили по телефону со 130 кандидатами, но только пятерых пригласили на собеседование в таксопарк. «Это один из худших показателей среди массовых позиций, поэтому мы прекратили сотрудничество с клиентом», – отмечает Ильин. По его словам, за одного нанятого таксиста агентство получит от 8000 до 20 000 руб. Для сравнения: за массового кандидата, трудоустроенного в розничную продовольственную сеть, рекрутер получит до 45 000 руб., говорит Олейник.

Группа «Везет» использует рекламу для привлечения водителей в партнерские таксопарки, сообщил представитель группы.

Таксопарки пытаются искать шоферов и с помощью искусственного интеллекта. Но он пока не слишком помогает – прежде всего потому, что таксисты не привыкли выкладывать резюме. В основном резюме на сайтах поиска работы выкладывают водители, которые хотят устроиться шоферами в корпоративном секторе, поясняет Александр Ураксин, сооснователь компании «Стафори» – разработчика робота-рекрутера Веры. За последний год три таксопарка Москвы привлекли к найму робота Веру, рассказал Ураксин. По его словам, робот Вера поговорила с 3000 кандидатов, но только 30 пришло на личное собеседование. За каждый контакт таксиста, готового общаться с компанией, разработчик получает 150–500 руб., говорит Ураксин.

Иногда рекрутерами персонала для такси становятся выходцы из этого сектора. Например, бывший гендиректор Gett открыл сервис поиска работы PapaJob для синих воротничков, в том числе для шоферов. Водитель может найти подходящий таксопарк или попробовать себя в другой сфере – устроиться, например, грузчиком на склад, рассказывает Крылов.

Как удержать

«Я подключен к нескольким агрегаторам, имею постоянных клиентов. Если работаю по 16 часов в день, то в месяц удается заработать 60 000 руб.», – говорит Никольцев. По словам Амосова, в среднем таксист зарабатывает 35 000–40 000 руб. при работе 12–14 часов в день. Ильин из Kelly Services считает, что найти шоферов в такси сложно именно из-за непривлекательных условий труда.

Таксопарк «Таксити групп» сдает в аренду ИП 545 автомобилей, а около 300 лучших таксистов оформил в штат по трудовому договору, говорит Маргарян. Штатные шоферы в основном развозят сотрудников компаний – корпоративных клиентов. Среди штатных таксистов текучки практически нет, утверждает Маргарян.

Некоторые таксопарки бесплатно предоставляют сотрудникам автомобиль на один день в неделю («Софкар»), дают скидки на аренду за выслугу лет и премии за безаварийную езду («Таксити групп»), а также скидки на бензин, договариваясь об акциях с АЗС. Агрегаторы тоже озабочены проблемой текучки кадров. Сервис Gett, например, дает водителям скидки на мобильную связь, на услуги автосервиса, а также скидки в сетевых кафе. «Яндекс.Такси» и группа «Везет» тоже говорят, что имеют программы лояльности для водителей, но не раскрывают детали.

Никольцев считает, что основная причина текучести – низкие заработки, а они низки из-за дешевизны поездок, а тарифы диктуют агрегаторы такси. Средний чек поездки по Москве за три года упал на 35% и составляет 400 руб., говорится в исследовании АЦ.

Час поездки «Таксити групп» по Москве с использованием внутренней диспетчерской службы таксопарка стоит в среднем 920 руб., рассказал Маргарян. С использованием онлайновых агрегаторов часовая поездка в среднем обходится клиенту в 400 руб., добавляет Никольцев. Если эту цену увеличить до 500 руб. за час, ежедневный заработок таксиста увеличится на 1000 руб., рассуждает Никольцев. Представитель группы «Везет» полагает, что, если цену поднять столь существенно, люди станут меньше ездить на такси. В первую очередь будут меньше заказывать короткие поездки от дома до метро, длинные заказы до аэропортов тоже сократятся и заработок таксиста не увеличится, прогнозирует представитель «Везет».

Читать ещё
Preloader more