Как страх помогает предпринимателям преуспеть

Пять способов преодолеть тревоги
Варвара Гранкова

Страхи предпринимателей рождены не на пустом месте: исследования показывают, что приблизительно 75% предприятий терпят крах в течение первых 10 лет своего существования. Для предпринимателей храбрость – это не отсутствие страха, а способность продолжать делать свое дело.

Но даже успех может вызывать беспокойство. Мы спросили основателя и CEO компании – производителя йогурта Chobani Хамди Улукайю, приходилось ли ему испытывать страх в процессе создания своего многомиллиардного бизнеса. «Ежедневно, – ответил он, – потому что неудача отразилась бы на множестве людей».

Неудача имеет множество последствий: потенциальное банкротство, изъятие банком жилья в уплату долга, навешивание социальных ярлыков, потеря средств к существованию. Не замечать или недооценивать значение этих последствий глупо.

В большинстве исследований провал рассматривался как фактор, замедляющий предпринимательскую деятельность. Наше исследование сфокусировано на нюансах: страх может как замедлять развитие, так и мотивировать. Он не только останавливает предпринимателя, но и является отличным стимулом к успеху. Мы побеседовали с 65 предпринимателями из Великобритании и Канады. Некоторые из них владели сформировавшимся бизнесом, другие находились на ранних стадиях его создания. Мы определили, что страх неудачи – это временная когнитивная и эмоциональная реакция на угрозу потенциальным достижениям. Это скорее состояние, чем свойство характера.

В нашем исследовании выделено семь источников страха, которые неоднократно называли 65 участников:

финансовая безопасность,

способность финансировать предприятие,

личные способности/самоуважение,

потенциал идеи,

угрозы общественному признанию,

способность предприятия функционировать,

альтернативные издержки.

Не все страхи одинаковы.

Важен источник страха. Наше исследование показало, что тревога из-за альтернативных издержек, личной финансовой защищенности или возможности получить финансирование для компании напрямую связана с упорством предпринимателя в достижении своей цели. Если еще до открытия собственного дела предприниматель хорошо обдумывал свой выбор и понимал, что в результате упустит другие возможности в профессиональной или личной жизни, у него была более высокая мотивация продолжать заниматься своим бизнесом. «Это просто заставляет меня проявлять большую агрессивность, чтобы добиться цели так быстро, как я могу», – объяснил один из наших собеседников. Аналогично страх влиял и на настойчивость предпринимателей в решении таких финансовых вопросов, как личная финансовая защищенность или способность получить финансовую поддержку для компании.

Когда же предприниматели боялись за потенциал идеи или сомневались в своей способности создать успешную компанию, это оказывало на них отрицательное воздействие и они снижали активность. Они безжалостно анализировали цифры, и это их парализовывало. Процесс принятия решений замедлялся из-за сбора всех возможных данных, и страх принять неверное решение становился основной движущей силой.

«Вместо того чтобы сидеть на телефоне и пытаться заполучить клиента, вы обсуждаете, почему необходимо привлекать больше клиентов, почему мы больше не звоним клиентам или почему нам следует начать писать им по электронной почте. Вы ведете разговоры вместо того, чтобы действовать», – признался один из предпринимателей.

Страх неудачи может изменить и характер целей, которые предприниматели ставят перед собой. Когда страх велик, люди выбирают или слишком легкие, достижимые цели, или совершенно невозможные. Как это ни парадоксально, выбор невыполнимых целей позволяет нам легче объяснить неудачу.

Опрошенные предприниматели указывали и на свою склонность целиком посвящать себя конкретным целям за счет другой деятельности. Порой это происходило, когда уже было понятно, что выбранный путь ведет в никуда. Если выбор сделан, даже отрицательная обратная связь может вести к росту вложений в проигрышную стратегию.

Как предприниматели могут и должны реагировать на страх неудачи? В ходе исследования мы выявили четыре стратегии, позволяющие предпринимателям обратить страх неудачи себе на пользу.

Наблюдение за своими эмоциями и их контроль.

Эмоциональный интеллект включает как осознание собственных чувств, так и способность контролировать их влияние на наши мысли и поведение. Некоторые из наших предпринимателей справились с этой задачей. «Когда я в плохом настроении, я вижу только отрицательные стороны своих проектов и причины, по которым они провалятся. И тогда я говорю себе, что дело не в проектах, а в моих эмоциях», – рассказывает один из них. «Я учусь не поддаваться тревоге, так как понял, что это временное состояние», – добавляет другой.

80%

начинающих компаний проваливаются, когда не могут быстро вернуть инвестиции, говорит Шикхар Гош, преподаватель Harvard Business School, который ранее был топ-менеджером в восьми технологических стартапах

Осознание эмоций – навык, которому можно научиться. Он позволяет распознать ситуации, когда эмоции вторгаются в сознание через чувства и настроение, предупредить их воздействие на мысли и ограничить их влияние на решения и действия. Практикуя осознанность, вы сможете сдержать потенциальное влияние отрицательных эмоций на постановку целей и принятие решений.

Решение проблем.

«Тревога помогает мне найти в своем бизнесе все недостатки, ведь недостатки есть всегда. Я пытаюсь определить, где слабое место», – рассказал нам один из предпринимателей. Активный поиск недостатков и слабых мест и их устранение становится мощным средством борьбы со страхом неудачи.

Интуиция – хороший источник информации, и, как продемонстрировали исследования среди специалистов, неявные знания и предчувствия ведут к быстрым и эффективным решениям. Инстинкты чаще связаны с чувствами, чем с мыслями. Например, чувство страха, возникающее, когда мы волнуемся по поводу идеи, может означать, что она требует доработки. Если относиться к страху как к сигналу и действовать, а не подавлять или игнорировать его, можно устранить слабые стороны и недостатки своей предпринимательской идеи.

Проактивная реакция на чувство страха может уменьшить его. Но наше исследование также показывает: человек часто медлит, если страх вызван сомнениями в обоснованности бизнес-идеи. Это означает, что осознанный выбор подхода, ориентированного на действие, преодоление желания подавлять или игнорировать проблему, особенно важен. Конечно, нельзя забывать о том, что полностью избавиться от недостатков невозможно и перфекционизм бывает опасен.

Обучение.

«Страх подталкивает меня работать больше, сильнее заботиться о своем деле и учиться, чтобы быть лучшим специалистом в своем бизнесе», – рассказал нам один из предпринимателей. Многие опрошенные говорили, что пытаются преодолеть чувство страха с помощью обучения и поиска информации. Говоря об обучении, они имеют в виду базовые знания, например навыки программирования для предпринимателя, ищущего финансирование, или умение справляться с высоким темпом работы (с ним сталкивается большинство предпринимателей). Некоторые из тех, с кем мы побеседовали, получали формальное образование и проходили тренинги, однако чаще предприниматели проводят самостоятельные исследования, размышляют и общаются со специалистами и наставниками.

40%

стартапов терпят неудачу, когда инвесторы теряют все вложенные в компанию деньги, считает Гош

Обучение – отличное средство борьбы со страхом неудачи, помогающее уменьшить сомнения и расширить возможности. Но неопределенность реальна и постоянна. Неопределенность и двусмысленность – характерные трудности предпринимательства. В нем всегда есть что-то неизвестное. Важно признать, что вы никогда не получите всю желаемую информацию – и именно поэтому нужно постоянно учиться.

Поддержка.

«Очень важно и полезно обратиться к наставникам, напрямую связанным с бизнесом, который вы начинаете», – говорит один из наших собеседников. Для предпринимателей, постоянно борющихся со страхом неудачи, наставники и полезные знакомства могут стать источником уверенности. Их советы и участие дополнят перечисленные ранее стратегии обучения, решения проблем и осознанности.

Говоря о влиянии страха неудачи на способность решать проблемы, одна предпринимательница отметила: «Страх провала подталкивает меня больше учиться, больше разговаривать с людьми и пытаться понять, почему я ошибаюсь». «Страх неудачи заставляет вас искать более качественные идеи и людей, от которых в процессе развития бизнеса вы получите конструктивную критику», – говорит другой собеседник. Социальные формы обучения у тех, кто «уже все это проходил», по-видимому, являются наиболее сильным противоядием от негативных мыслей и чувств.

Начинающие предприниматели часто получают выгоду от локальных сообществ и знакомств, которые обеспечивают формальный или неформальный доступ к наставникам среди опытных предпринимателей. Общение с ними убеждает, что чувства неопределенности и тревоги свойственны всем, и они узнают, какие проблемы заслуживают внимания, а какие со временем уладятся сами.

Как показывает наше исследование, чувство страха широко распространено среди предпринимателей и оказывает как отрицательное, так и положительное воздействие на мотивацию, принятие решений и поведение. Однако мотивация страхом повышает уровень стресса, что отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому важно знать, что, хотя страх и является естественным состоянием предпринимателя, способность предотвращать его и управлять им – жизненно важный навык.

Об авторах: Джеймс Хэйтон – профессор в школе бизнеса Уорика, главный редактор журнала Human Resource Management. Габриэла Каччиотти – доцент в школе бизнеса Уорика, обладательница награды Академии менеджмента NFIB за исследование в области предпринимательства