Почему выпускники бизнес-школ редко идут работать в банки

И что им там не нравится
Варвара Гранкова

Исследование, проведенное WSJ, выявило интересную тенденцию: с 2012 по 2017 г. в банки все меньше и меньше приходили выпускники 10 лучших американских бизнес-школ по версии рейтинга U.S. News & World Report. За пять лет доля устроившихся в банки выпускников этих школ сократилась с 36 до 26%. При этом большинство обладателей дипломов MBA стремилось попасть в консалтинговые компании: в 2017 г. туда устроились на работу 29% выпускников против 27% в 2012 г. Резко, с 13 до 20%, выросла за эти годы и доля управленцев с дипломом MBA, которые пошли в технологический сектор.

«Банки столкнулись с серьезной имиджевой проблемой: их все чаще воспринимают как безжалостные машины по производству денег», – считает основатель рекрутинговой фирмы из Лос-Анджелеса Ex-Consultants Agency Атта Тарки. И банки, похоже, это понимают. Некоторые из них начали работать над имиджем. Они проводят собеседования в кампусах и приглашают студентов посетить 4–5 банков Уолл-стрит за один день. «У выпускников много вариантов трудоустройства. Поэтому конкуренция между банками очень острая», – замечает руководитель направления привлечения новых сотрудников Credit Suisse Group Делла Сабессар. Credit Suisse проводит для студентов мероприятия Facebook Live, где банкиры, чтобы привлечь выпускников, рассказывают о процессе трудоустройства и о заключенных сделках.

Более того, в последние пять лет банки стали поднимать стартовые зарплаты гораздо быстрее компаний из конкурирующих отраслей, выяснила WSJ, проанализировав данные о вознаграждениях, которые работодатели предлагают выпускникам лучших бизнес-школ США. Издание использовало данные о трудоустройстве выпускников за шесть лет.

Исследование показало, что с 2012 по 2017 г. стартовая зарплата выпускников MIT Sloan School of Management в финансовом секторе выросла на 25% и достигла $125 000 в год. В то же время в консалтинге и техносекторе рост стартовых зарплат составил всего 9% – до $125 000 и $147 000 соответственно. Однако за тот же период доля выпускников MIT Sloan School of Management, выбирающих работу в финансовых компаниях, упала почти в 2 раза – до 14%, а в технологическом секторе выросла вдвое – до 32%.

Джин Энн Шульте, директор MIT Sloan по трудоустройству выпускников и отношениям с работодателями, считает, что на решение выпускников повлиял такой важный фактор, как продолжительность рабочей недели в банковской отрасли: она длится 90–100 часов. «Прекрасную карьеру можно сделать и без таких жертв», – указывает она. Опустилась ниже 30% и доля выпускников Booth School of Business Университета Чикаго, идущих работать в банки. Пять лет назад туда трудоустраивались 43% выпускников этой школы. Одновременно удвоилась, достигнув 19%, доля выпускников, устраивающихся в технокомпании.

Тем не менее есть школы, выпускники которых не поменяли предпочтений и продолжают идти в те же отрасли, куда традиционно шли менеджеры с дипломами этих школ. Например, Columbia Business School как была, так и остается поставщиком кадров для финансового сектора. Часть студентов банковский сектор действительно по-прежнему привлекает. Опрос более 1000 студентов, проведенный в 2017 г. фирмой Universum, показал: несмотря на то что большинство респондентов хотят работать в консалтинге, на втором месте среди отраслей, где им хотелось бы работать, остается сектор финансовых услуг, включая хедж-фонды и инвестбанки. На третьем месте с небольшим отрывом оказались разработка софта, компьютерные услуги и мультимедиа.

Алекс Харди, который в 2013 г. окончил Owen Graduate School of Management в Vanderbilt University, рассказывает: сразу после выпуска лишь немногие из его однокурсников выбрали карьеру в техносекторе. «Путь в Facebook или Google тогда еще не был проторен», – вспоминает он. Сам Харди устроился в подразделение недвижимости Credit Suisse. Работа была интересной, но в 2015 г. Харди уволился из банка, так как чувствовал, что устал от переработок. Его бывшие однокурсники, работавшие в технокомпаниях, выглядели куда более довольными. Сейчас он работает операционным директором разработчика софта Liveoak Technologies. «Из выпускников программ MBA, вместе с которыми я начинал работать в банке, примерно 70% уволились из него», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко