Статья опубликована в № 4606 от 11.07.2018 под заголовком: Ужиться с акулой и павлином

Надо ли работодателям избавляться от невыносимых сотрудников

Почему правило «работать без придурков, без павлинов, без нытиков» так трудно соблюдать
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Недавно вышла книга о банке Barclays и его многочисленных топ-менеджерах, в том числе о Бобе Даймонде. Он ушел из банка после того, как Barclays был оштрафован за фальсификацию ставок по межбанковским кредитам. Даймонда однажды назвали менеджером с неприемлемым стилем руководства банковской деятельностью. Но Даймонд также был большим противником найма неприятных сотрудников: служащие, которые не были командными игроками, должны были пересматривать поведение или уходить, какими бы талантливыми они ни были. В 2011 г. Даймонд рассказывал журналистам, что он выгнал более 30 сотрудников за несносное поведение. Они либо были капризны, как кинозвезды, либо слишком жадны, либо любили показуху и не были командными игроками, а в результате были вынуждены искать другую работу.

Правда, другие топ-менеджеры банка вели себя иначе, нежели Даймонд. Несколько лет спустя бывший сотрудник Barclays, замешанный в скандале с фальсификацией, рассказал на суде, что его начальник имел обыкновение стучать ему по голове 12-дюймовой бейсбольной битой, а однажды заставил его встать на стул в коридоре зала, где сидели трейдеры, потому что тот не смог назвать столицу Филиппин.

Одним из самых трудных людей, с которыми я когда-либо работала, была очень умная газетная журналистка, с потрясающей ловкостью добывающая сенсационные новости. Мы сидели рядом в редакции, когда были начинающими репортерами, и она меня постоянно сводила с ума: отвечала на звонки по моему телефону, когда меня не было на месте, и убеждала моих информаторов поговорить с ней, а не со мной; делала самолетики из любых бумажек, которые лежали у нее на столе, и бомбардировала ими нервных коллег в часы сдачи номера. Она ловко вмешивалась в обсуждение больших репортажных тем, которые не имели никакого отношения к ее обязанностям, за что коллеги окрестили ее акулой. И хотя она могла быть доброй и великодушной, мы соперничали буквально во всем. Закончилось это тем, что я перевелась в другой офис издательства.

Очень многие считают, что Роберт Саттон, профессор Стэнфордского университета, был прав, когда в 2007 г. написал в книге «Правило: никаких придурков» (The No Asshole Rule), что неприятные работники часто создают больше проблем, чем приносят пользы. Часто невыносимые сотрудники – отличные профессионалы, но со скверным характером. Руководство компании Netflix постоянно заявляло, что не потерпит «несносных звезд», потому что организовать хорошую командную работу очень трудно, а эти люди ей мешают. Предприниматель Майкл Либрейх, основавший исследовательскую компанию New Energy Finance, позже проданную Bloomberg, говорил, что хотел сделать ее «территорией, свободной от неприятных людей». А бывший министр финансов США Тимоти Гайтнер руководствовался правилом «работать без павлинов, без придурков, без нытиков».

Многие авторитетные люди, такие как Адам Грант, профессор управления и психологии Wharton Business School, доказывают, что приятные и самоотверженные люди часто достигают вершин карьеры. Другие же сомневаются, что невыносимые сотрудники когда-либо будут изгнаны из офисов, и считают, что не нужно и пытаться.

Сторонники терпимости приводят в пример знаменитого отличника с несносным характером – Стива Джобса. Мол, сложно сказать, удалось ли боссу Apple выпустить iPhone потому, что у него были ужасные манеры, или вопреки этому, но главное, что он это сделал.

Примеров успешных предпринимателей с невыносимым характером сравнительно немного, но есть много доказательств, что неприятные люди, особенно мужчины, более успешны на работе и получают больше денег, нежели покладистые коллеги. Это одна из причин, по которой невыносимые сотрудники не скоро исчезнут из офисов: без них не обойтись. Кроме того, как показывает случай Barclays, крупным компаниям трудно выявить и выгнать неприятных сотрудников, что бы ни говорили топ-менеджеры.

Но всегда ли невыносимый сотрудник на самом деле невыносим или это только видимость? Легендарный бывший тренер сборной Англии по регби Клайв Вудворд считает, что наиболее многочисленный тип неприятных людей – «энергетические вампиры», т. е. сотрудники, чей постоянный негативный настрой деморализует окружающих. Но такие «вампиры» часто указывают на очевидные недостатки в работе, говорит Вудворд.

Иногда невыносимым становится вполне приятный человек, поясняет Эндрю Паркер, профессор бизнес-школы Университета Эксетера, изучивший десятки компаний. Его поведение ухудшилось либо в результате семейных неурядиц, либо после назначения на руководящую работу, к которой он не готов. То есть дело не в чертах характера. Поэтому политику отказа от найма неприятных сотрудников очень трудно реализовать на практике, говорит Паркер. У коллег же невыносимых работников есть выход: либо перевестись в другое подразделение компании, либо искать место с более приятным рабочим климатом.

Перевела Юлиана Петрова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more