Статья опубликована в № 3983 от 17.12.2015 под заголовком: Обезвредить неприятных сотрудников

Как обезвредить неприятных сотрудников

Некоторые работники имеют настолько скверные характер и манеры, что с ними не хотят общаться ни коллеги, ни потребители

Бывают работники, чье поведение вызывает серьезные опасения у работодателя. Ни коллеги, ни потребители не хотят иметь с ними дела. А самое ужасное, что их поведение порой оказывается заразительным. В исследовании, проведенном бизнес-школой при Гарвардском университете, такие работники названы токсичными. Авторы исследования Майкл Хаузман и Дилан Минор обнаружили, что шансы оказаться токсичными наиболее высоки у тех, кто высокоэффективен, самоуверен, эгоистичен и педантично следует установленным правилам. Именно уверенность в себе и высокая производительность труда способствуют их продвижению по карьерной лестнице – несмотря на мерзкие манеры.

Токсичные сотрудники способны оказывать на эффективность компании большее воздействие, нежели сотрудники-суперзвезды. При найме куда лучше тратить силы на отсев токсичных кандидатов, чем сосредоточиваться исключительно на поиске передовиков труда, делают вывод авторы исследования.

Как выяснили аналитики бизнес-школы, вовремя разглядев проблему и не наняв токсичного кандидата, компания экономит $12 489 в год. Эта сумма складывается из издержек на замену тех, кто сбежал из компании из-за неприятного коллеги. В то же время рекрутирование профессионала-трудоголика, входящего в 1% элиты рабочей силы, за счет повышения производительности труда приносит компании только $5303.

Большая выборка

В ходе исследования, проведенного бизнес-школой при Гарвардском университете, были проанализированы персональные дела более 50 000 человек, уволенных 11 американскими компаниями.

Профессор Минор из Kellogg School of Management советует: чтобы уменьшить риск близкого знакомства с токсичным подчиненным, надо получше присматриваться, как кандидаты на вакансию относятся к другим людям: «Лучше уж наймите кого-нибудь с работоспособностью поменьше, но не забывающего об интересах коллег». Помочь при отборе могут психологические тесты, данные об участии в благотворительности и звонки бывшим работодателям с расспросами, как претендент проявил себя в командной работе.

Другой совет профессора Минора – если уж попался вам такой подчиненный, то, чтобы избежать цепной реакции в коллективе, лучше всего посадить его поближе к сотруднику с более высокой должностью, который привык действовать не во вред окружающим. Против токсичности неплохо помогают и стимулы, поощряющие коллективные усилия.

Управляющий директор кадровой компании Penna Пенни де Валк уверяет, что во многих компаниях налицо переизбыток токсичных кадров: «Токсичного работника не стоит терпеть только потому, что он выдает неплохие показатели. Вызываемый им эффект домино приносит куда больше вреда, чем та польза, которую компания получает от данного сотрудника». Ее совет – разработать правила улаживания конфликтов и не бояться непростых бесед с представляющими угрозу подчиненными. «Токсичные сотрудники часто хорошие манипуляторы и весьма изворотливы, так что хорошенько готовьтесь к разговору», – предостерегает она. Де Валк рекомендует выписать на листок случаи недопустимого поведения и не позволять отвлекать себя от их разбора: «В конце концов, ваши звезды не смогут взойти, пока вы не снимете с них эту токсичную обузу».

FT, 14.12.2015, Антон Осипов