Как российские интернет-радиоприемники Wolna попали на eBay

И почему интернет-радио – хорошая идея для бизнеса
Инженер Михаил Русецкий собрал первую партию интернет-радиоприемников/ Е. Разумный / Ведомости

29-летний Михаил Русецкий собрал первую партию интернет-радиоприемников вместе с женой Ольгой. Он купил микросхемы, динамики и комплектующие, а супруга паяла платы на кухне. Идею разработки тоже подсказала жена, вспоминает Русецкий. Обычный FM-приемник дома постоянно барахлил и шипел, Ольга возмутилась – мол, муж радиоинженер по образованию, а радио дома не работает. Но Русецкий не стал чинить старый гаджет, а собрал новый приемник, который подключался к WiFi и транслировал популярные станции из интернета. Первый приемник для жены пришлось собирать полгода – большую часть времени ушло на написание софта, вспоминает Русецкий. Устройство ловило всего 10 станций, но понравилось жене и друзьям. Тогда Русецкий собрал несколько приемников для продажи и назвал их Wolna.

В 2017 г. он продал приемников примерно на 400 000 руб., а в 2018 г. открыл компанию «Волна» и начал сбывать гаджеты на eBay. Сейчас выручка «Волны» составляет около 300 000 руб. в месяц. В розницу приемники Wolna стоят от 2000 до 8000 руб.

Уверенный прием

Интернет-радиоприемник похож на маленький компьютер: у него есть WiFi-модуль, микропроцессор, карта памяти, дисплей и динамик, объясняет Русецкий. Приемник может транслировать российские и зарубежные радиостанции, которые вещают в интернете. Устройство через сервер подключается к аудиопотокам станций, принимает сигнал и преобразовывает его в звук. На сервере хранится список адресов аудиопотоков, софт для сервера Русецкий написал сам. Аренда сервера с постоянным IP-адресом стоит 100 руб. в месяц, говорит Русецкий. Сейчас на сервере около 200 станций, перечень адресов постоянно пополняется.

Интернет-радиоприемник надежнее обычного: он может бесперебойно транслировать любые радиостанции в городе и помещении, где слабый FM-сигнал, рассказывает Александр Ильин, мелкий производитель онлайн-радиоприемников из г. Боровичи Новгородской области. Ильин говорит, что его устройства часто покупают жители регионов, где в FM-диапазоне ловит мало станций. Но продать удается лишь по нескольку штук в неделю, признается Ильин.

Из крупных производителей интернет-приемники выпускают две компании – Sangean и Xiaomi, рассказывает Русецкий. Но устройства сложно купить в России. Например, в «Яндекс.Маркете» по запросу «интернет-радио» представлено 50 онлайн-радиоприемников, около 30 из них нет в наличии в магазинах. Стоимость устройств высокая – от 7000 до 30 000 руб.

Крупные магазины бытовой техники продают только классические эфирные радиоприемники. В «М.видео» и «Эльдорадо» в месяц продается по 20 000 эфирных приемников по средней цене 1600 руб., рассказал Алексей Сергеев, руководитель департамента «Кино и звук» группы «М.видео-Эльдорадо». По его словам, интернет-радиоприемники в России пока не пользуются заметным спросом.

Китайская точка

Микросхемы для первой партии приемников Русецкий заказал на AliExpress. Для сборки одного устройства понадобилось 50 комплектующих, стоимость комплекта – около 1500 руб. Русецкий купил сразу большую партию комплектующих на 40 000 руб. В столярной мастерской Санкт-Петербурга заказал простой квадратный корпус из дуба. Одна заготовка стоила 1000 руб., включая материалы, рассказывает предприниматель. Часть денег на комплектующие и корпусы Русецкий взял из зарплаты, часть – заработал на фрилансе, вспоминает он.

Самое дорогое в интернет-приемнике – начинка, рассказывает Ильин. Он заказывает микросхемы и комплектующие в Китае – так получается намного выгоднее. «Российское железо в 10 раз дороже. Но китайские детали часто приходят с браком», – сетует Ильин.

У Русецких на сборку приемника поначалу уходил целый рабочий день. «Я показал жене, как паять платы. Ольга паяла аккуратно, но медленно. На спайку деталей она тратила около шести часов. Еще два часа я собирал корпус», – вспоминает Русецкий. К весне 2017 г. семья собрала 10 устройств. Друг посоветовал Русецкому продать их на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru. Русецкий заплатил за регистрацию 5000 руб., разместил рекламный видеоролик и написал текст. Приемники он решил продавать вдвое дороже себестоимости – по 5000 руб. за штуку.

За месяц на краудфандинговой платформе покупатели приобрели 14 устройств на 70 000 руб., но Русецкий говорит, что почти ничего не заработал. «Сайт взимал комиссию в 3% от суммы заказа. Кроме того, я сам оплачивал доставку устройств в регионы», – говорит предприниматель. Большинство пользователей жаловались на высокую цену радиоприемников, вспоминает Русецкий. Чтобы увеличить продажи, надо было снижать себестоимость и увеличивать производительность сборки.

Крупные узлы

Русецкий стал заказывать на AliExpress готовые блоки для сборки радио за 1200 руб. вместо десятков мелких деталей. На этом же сайте он купил и готовые деревянные корпусы – за 800 руб. Собирать устройство стало проще – на это уходило всего 2–3 часа, вспоминает Русецкий. А главное – вместо десятков поставщиков осталось три, а себестоимость изделия снизилась на 500 руб.

Новый интернет-радиоприемник Wolna-2 был готов к осени 2017 г. Русецкий оформил ИП, создал сайт и решил продавать приемники по 2700 руб. Чтобы привлечь покупателей, Русецкий писал о своем изобретении на профильных форумах для инженеров и радиолюбителей. За три месяца Русецкий получил 90 заказов и постепенно повысил цену до 4000 руб. «Приемники по-прежнему паяла и собирала жена, но справлялась с трудом. Чтобы выполнить все заказы в срок, мне пришлось взять отпуск на работе», – вспоминает Русецкий.

В 2017 г. предприниматель продал всего 140 приемников, из них 50 – модели Wolna-1. В декабре Русецкий решил уволиться и полностью сконцентрироваться на производстве.

Переезд ради экономии

В начале 2018 г. Русецкий арендовал в Санкт-Петербурге помещение в 16 кв. м за 16 000 руб. в месяц и нанял двух студентов-монтажников. За сборку одного устройства сотрудник получал 300 руб., говорит предприниматель. Русецкие снимали в Петербурге квартиру, жизнь получалась очень дорогой, и супруга предложила переехать в Воронеж ближе к ее родственникам. Русецкий согласился.

Жить и работать в провинции оказалось дешевле. Русецкий снял цех в 16 кв. м всего за 5000 руб. в месяц. Нанял двух студентов местного колледжа. Они получают оклад 8000 руб. в месяц и 150 руб. за каждый собранный приемник. Помимо готовых радиоприемников Русецкий стал продавать модули для сборки за 2000 руб. Пользователи покупают модули, а корпус выбирают сами, рассказывает Русецкий.

Новых покупателей он искал по-прежнему на профильных форумах. За первое полугодие 2018 г. Русецкий продал 330 устройств, выручка составила более 1 млн руб., чистая прибыль – около 300 000 руб., говорит он.

Однако для расширения клиентуры Русецкому нужны были новые идеи.

Осада ФРИИ

Друзья и коллеги в Санкт-Петербурге сразу советовали Русецкому обратиться в инвестиционные фонды за поддержкой. Русецкий прочитал в интернете об акселераторе ФРИИ и оформил заявку на сайте. Но эксперты ФРИИ посчитали, что интернет-радио могут легко скопировать китайцы, и не приняли Русецкого в акселератор. Но Русецкий не сдавался и стал ходить на лекции и тренинги ФРИИ в Санкт-Петербурге, знакомился с представителями фонда и рассказывал о разработке. В конце концов с настойчивым предпринимателем согласился встретиться инвестиционный менеджер ФРИИ Никита Юрьев. Юрьев вспоминает, что ему понравилась хорошая динамика продаж и отсутствие конкурентов. После встречи Русецкого приняли в акселератор, говорит Юрьев.

Перед отъездом в Москву Русецкий зарегистрировал ООО «Волна», нанял специалиста по продажам и маркетолога (это тоже было условием ФРИИ). Компания получила от фонда 2,5 млн руб. в обмен на 7% компании. Русецкий потратил часть денег на оплату обучения в акселераторе, а оставшуюся сумму – на зарплаты сотрудникам и маркетинг.

Юрий Костин, вице-президент Российской академии радио, считает, что онлайн-радио еще долго не заменит россиянам классические эфирные приемники. По его словам, большинство россиян слушают классические FM-приемники в машине и дома, а онлайн-радиостанции слушает 22% аудитории – в основном на смартфонах и компьютерах. Русецкий считает, что потенциальные покупатели интернет-приемников в России – примерно 0,5% радиослушателей, т. е. примерно 500 000 человек.

Во ФРИИ предпринимателю советуют выходить на зарубежные рынки, где спрос намного выше. Месяц назад Русецкий начал продавать интернет-радиоприемники Wolna через eBay и собственный англоязычный сайт. За две недели было продано 10 онлайн-радиоприемников в США, Великобританию, Израиль и Латвию по средней цене $60, говорит Русецкий.-