Статья опубликована в № 4759 от 21.02.2019 под заголовком: Уволить машиниста

Как бывший машинист метро добивается справедливости в ЕСПЧ

Его уволили из Московского метрополитена за два интервью в СМИ

Недавно Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал российскому правительству жалобу председателя профкома профсоюза работников Московского метрополитена Николая Гостева. Прежде Гостев почти год судился с метрополитеном, добиваясь восстановления на работе, прошел все судебные инстанции. Наконец, он пожаловался в ЕСПЧ на нарушение права на свободу объединения и свободу выражения мнения. «Ведомости» ознакомились с копиями документов. Теперь на эту жалобу должно дать мотивированный ответ правительство – до 20 мая 2019 г.

Дойти до этой стадии – значительный успех для пожаловавшегося в ЕСПЧ. По данным суда, в 2018 г. только 18% жалоб, переданных на рассмотрение в суд из разных стран мира, дошли до стадии коммуникации правительствам. После получения коммуникации по делу Гостева правительство России должно собрать материалы по делу и ответить на главные вопросы: было ли допущено ущемление прав заявителя и было ли оно необходимым и пропорциональным, рассказывает Островская. 70% коммуникаций заканчиваются тем, что ЕСПЧ выявляет нарушения прав заявителя, объясняет директор московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» Дмитрий Аграновский. Как уволенному машинисту удалось преодолеть все препятствия?

Нарушил распорядок

Машинист Николай Гостев работал в метро с 1992 г. В 2014 г. он был избран председателем профкома метрополитена, который входит в Конфедерацию труда России (КТР). В 2016 г. в работе метро произошло несколько опасных технических сбоев. Чтобы привлечь внимание общественности к проблемам безопасности в метро, в апреле и июле 2016 г. профсоюз Московского метрополитена организовал пикеты и митинг. Летом и осенью 2016 г. Гостев дал два интервью о причинах аварийных ситуаций в московском метро. Как рассказал Гостев «Ведомостям», первое интервью Business FМ было приурочено к двухлетней годовщине аварии на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», в результате которой погибли 24 человека. Второе интервью Гостев дал интернет-изданию Lifenews.ru (сейчас Life.ru), он прокомментировал сбой в работе на Серпуховско-Тимирязевской линии из-за взорвавшихся конденсаторов в экипажной части вагона, что опасно для пассажиров.

По словам Гостева, оба интервью он дал, когда был в отпуске и на больничном. Руководство метрополитена потребовало от Гостева объяснений. Машинисту вынесли дисциплинарные взыскания, сначала в виде выговора, а потом в виде увольнения с 6 февраля 2017 г. Как рассказал юрисконсульт КТР Дмитрий Якушев, выговор за общение с прессой без согласования с пресс-службой также был объявлен зампредседателя профкома Татьяне Тури. Вскоре Тури уволилась по собственному желанию и тоже подала жалобу в ЕСПЧ. Она была перенаправлена российскому правительству 21 января 2019 г. Тури отказалась от комментариев.

Как сообщила «Ведомостям» пресс-служба Московского метрополитена, политическая или общественная позиция сотрудников не является предметом внимания метрополитена. Гостев был уволен за многократные нарушения трудовой дисциплины, в том числе за нарушение скоростного режима при управлении поездом, а также за несоблюдение внутренних регламентов общения со СМИ. По правилам внутреннего трудового распорядка метрополитена все сотрудники обязаны согласовывать информацию, которую они дают СМИ, с пресс-службой метрополитена. В нарушение этого правила машинист рассказал СМИ о вопросах, по которым он объективно не обладает полной информацией.

Хождение по мукам

Летом 2017 г. Гостев подал иск на работодателя в районный суд. Он ссылался на то, что интервью давал в нерабочее время, которое правилами внутреннего распорядка работодателя не регулируется. Он указывал также на то, что выступал от имени трудового коллектива и что профсоюзного лидера нельзя увольнять как рядового работника. По словам Якушева, который представлял Гостева в суде, решение об увольнении Гостева было принято с нарушением Трудового кодекса и ст. 29 Конституции России, которая гарантирует свободу мысли и слова.

Как говорится в исковом заявлении, Гостев просил суд признать незаконными приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и об увольнении, а также признать действия метрополитена дискриминацией. Он требовал 25 000 руб. компенсации морального ущерба, а также выплаты зарплаты за время вынужденного прогула с февраля 2017 г.

По словам Гостева, в профсоюзе Московского метрополитена, который входит в КТР, состоит менее 200 человек. У работников метро есть другой профсоюз – «Дорпрофжел» (входит в состав Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей), который насчитывает, по словам его председателя Владислава Еланского, более 50 000 членов (более 90% работников метрополитена). Еланский не видит никаких признаков борьбы работодателя с профсоюзом в увольнении Гостева – любого работника работодатель имеет право уволить за неоднократные нарушения трудовой дисциплины. Борис Кравченко, президент КТР, характеризует Гостева как сильного профсоюзного деятеля, который по-прежнему представляет интересы работников метрополитена.

Районный суд отказался удовлетворить иск Гостева. Тогда бывший машинист подал апелляцию в Московский городской суд и тоже получил отказ. Кассация в Верховный суд (в апреле 2018 г.) также осталась без удовлетворения.

Кадры метрополитена

В начале этого года на брифинге для СМИ начальник службы профориентации Московского метрополитена Павел Ковалев заявил, что в Московском метрополитене сейчас работает 57 000 человек, за прошлый год штат сотрудников вырос на 7% из-за открытия новых станций. Всего в метрополитене представлены 200 профессий, самая многочисленная группа сотрудников – машинисты электропоездов, сейчас их в московском метро более 5000 человек. Машинистом может стать любой человек с полным средним образованием, который прошел медкомиссию, обучение и стажировку, а также сдал экзамен на право управления подвижным составом, рассказал Ковалев. Обучение длится семь месяцев, стажировка – три месяца. Отсеиваются примерно 60% обучающихся на машиниста, остаются только самые стойкие. Средняя зарплата в Московском метрополитене сейчас составляет около 70 000 руб. в месяц, зарплата машиниста – 111 000 руб., сообщил Ковалев.

После проигрыша в Верховном суде Гостев в октябре 2018 г. подал жалобу в ЕСПЧ. Юлия Островская, заместитель директора Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), помогала Гостеву подготовить жалобу в ЕСПЧ. Она рассказывает, что обычно заявитель должен заполнить формуляр на сайте ЕСПЧ: описать дело и обосновать позицию, приложить все судебные решения и материалы дела. Юрист говорит, что Гостеву пришлось бы заплатить юристу около 3000 евро за подготовку и передачу документов. Но бывшему машинисту метрополитена повезло: услуги ЦСТП оплачивались из президентского гранта, выделенного центру на защиту трудовых прав. Как рассказала Островская, ЦСТП имеет право выбирать бесплатные дела самостоятельно. Дело Гостева обещало стать громким, к тому же его права как профсоюзного деятеля были явно ущемлены.

От жалобы до победы

По словам Аграновского, правительство должно составить меморандум и в установленные сроки подать его в ЕСПЧ. Далее ЕСПЧ посылает этот меморандум заявителю, тот должен подготовить ответ. В ответе указывается сумма материального и морального ущерба, возмещения которого требует заявитель. К ответу надо приложить все документы о расходах на ведение дела, желательны и расчеты по не выплаченной из-за увольнения зарплате. Аграновский говорит, что обычно российские заявители требуют 1–2 млн евро, но ЕСПЧ присуждает выплаты в несколько тысяч евро. Например, за годовое содержание под стражей один из заявителей недавно получил компенсацию в 4000 евро, рассказал Аграновский.

По словам Аграновского, рассмотрение дела в ЕСПЧ обычно занимает несколько лет, он знает лишь один случай, когда дело было рассмотрено за девять месяцев. Если суд вынесет решение в пользу российского заявителя, оно будет направлено в Минюст России. Финальная стадия – Минюст запросит у заявителя реквизиты счета и переведет компенсацию на его счет. Компенсацию, таким образом, платит не работодатель, а госбюджет.

Гостев и Островская рассчитывают на благоприятный исход. А Московский метрополитен заявил «Ведомостям», что готов представить правительству все сведения и оказать все необходимое содействие в подборе материалов и подготовке правовой позиции.

Читать ещё
Preloader more