Почему две трети жалоб на работодателей не дают результата

И как добиться справедливости в суде и трудовой инспекции
Варвара Гранкова

Каждый пятый россиянин (21%) сталкивается с нарушением трудовых прав работодателем, согласно недавнему опросу Национального агентства финансовой информации (НАФИ). Аналитический центр НАФИ опросил 1600 работников в 42 регионах России. Самые распространенные нарушения, по словам респондентов, – нарушения процедуры сокращения персонала, черная или серая зарплата, задержка зарплаты, а также работа без трудового договора.

Только 25% сотрудников, столкнувшихся с нарушением Трудового кодекса в компании, где они работают, обращаются в органы надзора. Наиболее активную позицию занимает молодежь в возрасте от 25 до 34 лет (в этой возрастной группе 32% пострадавших подают иски или жалобы), а также люди старше 55 лет (27%). А самые пассивные – молодые люди 18–24 лет (20%).

Аналитики НАФИ выясняли также судьбу жалоб и исков сотрудников, права которых ущемляли работодатели. Только 13% пожаловавшихся в органы надзора или подавших иски сообщили, что справедливость восторжествовала и виновные были наказаны. 37% респондентов рассказали, что их жалобы или иски остались без ответа, а еще 29% – что виновные не были наказаны. «Ведомости» разбирались, почему это происходит.

Легко доказать

В России работники чаще всего смиряются с небольшими нарушениями трудовых прав – никто не хочет лишиться работы из-за мелочи или приобрести репутацию скандалиста, говорит заместитель председателя совета ассоциации «Юристы за трудовые права» Сергей Саурин. Только вопиющие нарушения заставляют работников искать правды в трудовой инспекции или в суде, замечает Юлия Замятина, партнер юридической фирмы «Алимирзоев и партнеры». Саурин говорит, что, по статистике, работники выигрывают до 45% судов с работодателями – но только при наличии весомых доказательств вины нанимателя.

По словам Замятиной, проще всего доказать, что работодатель нарушает технику безопасности. Трудовая инспекция определит это, если отсутствуют регламенты и положения по технике безопасности, если в компании нет конкретных технических условий или должности начальника охраны труда. Если произошел несчастный случай на производстве, вину работодателя в суде можно установить по неисправностям оборудования, несоблюдению правил эксплуатации и проч.

Легко доказывается и задержка зарплаты на предприятиях с финансовыми проблемами, добавляет Саурин. Часто, говорит он, предприятия формально начисляют зарплату, выплачивают страховые взносы и перечисляют НДФЛ, а потом не переводят зарплаты на карты работников. Деньги остаются на счете предприятия – для экстренного латания других финансовых дыр. Такие споры разбирает мировой судья: издает судебный приказ, на основании которого банк переводит средства на счета работников, рассказывает Саурин.

Все оттенки серого

Труднее доказать, что работодатель платит черную или серую зарплату, говорит Саурин. А суды нередко считают, что вина обоюдная, ведь работник с самого начала согласился работать на незаконных условиях, поясняет эксперт. Очень сложно найти свидетелей, которые опасаются, что смелые показания в суде будут стоить им места. По мнению Ксении Михайличенко, партнера юридической фирмы MSS Legal, показания уже уволившихся коллег, более свободных в высказываниях, помогают мало. Суды часто считают, что уволившиеся из компании люди не могут быть надежными свидетелями, говорит Михайличенко.

Доказать в суде, что сотруднику недоплачивали черную зарплату, почти невозможно, уверена Михайличенко. По ее словам, лучше всего действовать через налоговую инспекцию. Можно написать жалобу, что в компании практикуются серые или черные зарплаты, налоговики проведут проверку. С результатами проверки уже можно подавать иск в суд.

Столь же трудно доказать в суде и незаконность увольнения, рассказывает Саурин. Чаще всего, говорит он, работодатели различными способами принуждают человека написать заявление по собственному желанию или по соглашению сторон. Доказать факт принуждения практически невозможно, объясняет он. Гораздо легче доказать нарушения в процедуре сокращения, если работодатель уволил работника по сокращению штата, добавляет Михайличенко.

По мнению Саурина, работники сами изначально создают ситуацию, затрудняющую сбор доказательств, – когда оформляются на работу без трудового договора или соглашаются на серую зарплату.

Лидеры по нарушениям

Чаще всего закон нарушают, как показал опрос, работодатели Дальнего Востока. В этом регионе о нарушениях сообщили 45% опрошенных (против 19% в Центральном федеральном округе и 15% в Северо-Западном). В конце прошлого года руководитель Роструда Всеволод Вуковолов заявил, что по всей России самые большие долги по зарплате – у предприятий Приморского и Хабаровского края, а также Амурской области.

В целом больше всего нарушений отмечается в Москве и Санкт-Петербурге (28%), а также в городах с населением от 500 000 до 949 000 человек. Меньше всего пострадавших в малых городах и поселках городского типа (12%). Плохую столичную статистику юристы объясняют тем, что столичные жители активнее и чаще пишут жалобы и нарушения выявляются быстрее. В крупных городах работники гораздо меньше боятся испортить отношения с нынешним работодателем, нежели жители малых городов, говорит Михайличенко. По ее словам, многие понимают, что вряд ли останутся работать в прежней организации, но знают, что без особых усилий найдут новую работу, объясняет она. В небольшом городке сотрудник может побояться идти в трудовую инспекцию или в суд даже по той причине, что там работает сват или брат директора компании и дело все равно не решат в его пользу, добавляет Замятина.

Потерялись в канале

Трудовая инспекция и суд обязаны реагировать на все обращения, говорит Саурин. Бывает, продолжает он, что жалоба теряется из-за внутренних кадровых проблем территориальных органов – в российских трудовых инспекциях и судах большая текучесть кадров, уволившиеся сотрудники не передают дела по всем правилам, и документы пропадают.

Направить обращение в Роструд можно через портал «Онлайнинспекция.рф», указывает представитель Роструда. Если в обращении не указаны сведения об авторе, обратный адрес либо место работы, по которому должен быть направлен ответ, обращение остается без отклика. В 2017 г. таких обращений было менее 1% от общего числа. В 2017 г. в Роструд и его территориальные органы поступило 465 600 обращений граждан (в 2016 г. – 459 600). За январь – февраль 2018 г. Роструд и его территориальные органы получили и рассмотрели 73 100 обращений граждан, рассказал представитель Роструда.

Если жалоба подана, но ответа нет, надо либо зайти на сайт суда и попробовать отыскать свой иск (если жалоба была подана в суд), либо пожаловаться в вышестоящие инстанции (если сотрудник обращался в местную трудовую инспекцию), советует Саурин.

Самый эффективный способ добиться правды – обратиться в профсоюз, полагает Александр Сафонов, директор Академии труда и социальных отношений. Но пользуются этим инструментом немногие. По данным исследования, проведенного недавно Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, в 2016–2017 гг. в профсоюз за помощью обращались 5% работников. Проблема в незначительном охвате российских предприятий профсоюзами, говорит один из авторов исследования, Андрей Подкида: сейчас лишь 15,9% работников заявляют, что они состоят в профсоюзе.

По словам Ивана Милых, председателя профсоюза «Новопроф», у профсоюзов множество способов воздействия на работодателя: пикеты, забастовки, переговоры, обращения в СМИ и суды и т. д. Однако сотрудники сами должны проявить активность и организоваться – воевать вместо них профсоюзы не будут, говорит Милых.