Статья опубликована в № 4918 от 11.10.2019 под заголовком: Корпоративный театр

Как бывший актер и аниматор создали корпоративный театр

В его спектаклях роли исполняют сотрудники компаний

Супруги, 51-летний Алексей Серебренников и 38-летняя Виктория Боринова, развлекают детей больше 20 лет. Он начинал актером в молодежном театре «Глобус» в Новосибирске, она – аниматором на детских праздниках в Москве. В 2015 г. они основали иммерсивный театр (в котором в спектаклях участвуют зрители) для детей «Миро Берасо». Тогда названия иммерсивный театр еще не было, шутят Серебренников и Боринова, а сейчас таких театров много, они в моде. Самые известные шоу – «Вернувшиеся» и «Черный русский».

Виктория Боринова начала карьеру аниматора сразу после школы. Вместе с подругой они дали объявление в газету «Из рук в руки» и нашли первого заказчика, которому нужно было организовать день рождения ребенка. Имениннику исполнился год, поэтому программа была незамысловатой. Нарядились в кукол, вспоминает Боринова. Потом подростки сами начали искать клиентов – заходили в кафе и кинотеатры и предлагали услуги аниматора. Вскоре они выполняли уже по 4–6 заказов в неделю. Хороших аниматоров передают из рук в руки, говорит Виктория.

Со временем она получила образование педагога-психолога и в 2000-х гг. открыла агентство организации праздников «Кривляка». А потом появился и театр. Сейчас выручка агентства Бориновой составляет 1,7 млн в год. Театр «Миро Берасо» приносит половину.

Дебют Разгильдяйки

Сценарии для «Кривляки» писал муж Виктории Алексей Серебренников – выпускник сценарного факультета ВГИКа. Он же нашел первого крупного клиента. В 2011 г. Серебренников случайно встретил в Москве Марию Базоркину, вместе с которой работал в новосибирском театре «Глобус». Она открывала сеть семейных кафе Kitchen и попросила придумать особые кулинарные мастер-классы. Алексей и Виктория придумали квест, в котором дети разгадывали рецепт блюда и потом сами готовили его под руководством взрослых. Серебренников специально искал мало известные взрослым факты о блюдах. После этого супруги стали проводить в Kitchen кулинарные мастер-классы на постоянной основе, сеть кафе взимала 10% с каждого заказа. В 2011 г. выручка агентства «Кривляка» составила 950 000 руб.

В октябре 2012 г. супругам позвонили сотрудники архитектурного бюро и заказали новогодний спектакль для детей за 40 000 руб. Они просили включить номер с мыльными пузырями и химические фокусы, а также хотели, чтобы зрители не сидели в зале, а участвовали в действии, говорит Алексей. Серебренников написал сценарий сказки «Дед придет Мороз когда, или Семь магических паззлов для Разгильдяйки». Главным героем был волшебник-недоучка Разгильдяйка. Дети помогали ему собирать паззлы из слов и ставить химические опыты, например добывать огонь без спичек.

В сценарии было пять ролей, сыграли их три исполнителя: Алексей, Виктория и приглашенная профессиональная актриса, ее гонорар составлял 3000 руб. в час.

Много денег уходит на реквизит, костюмы, сценарий и постановку. Сценарий может стоить около 10 000 руб., пошив костюмов – от 5000 до 30 000 руб. в зависимости от стоимости тканей и работы художника по костюмам. Чтобы их окупить, нужно отыграть спектакль до пяти раз, говорит Виктория. Спектакль для архитектурного бюро состоялся в культурно-выставочном пространстве White Hall в Щелкове. Сотрудники White Hall стали рекомендовать постановку и другим клиентам, собравшимся отметить Новый год. Всего Серебренников и Боринова сыграли ее четыре раза и выручили около 160 000 руб.

Театральная мафия

По заказу Kitchen Виктория и Алексей проводили в кафе по 30 мероприятий в неделю – это был их основной заработок. А в 2013 г. они начали организовывать для постоянных клиентов партии популярной игры «Мафия» за 6000–7000 руб. Но со временем организаторов «Мафии» стало слишком много.

35%

билетов на театральные спектакли распространили сами театры, по данным PwC

Тогда Боринова и Серебренников поставили «Мафию» как театральное представление. Они загримировали аниматора под гангстера, подготовили реплики на итальянском и закупили реквизит – бархатную скатерть, муляж пистолета, массивные перстни и копии драгоценных камней. Первую партию сыграли в Kitchen, дальше и в других кафе. На выходе клиенты получали флешку с видеозаписью игры. Театрализованная «Мафия» стоила уже 18 000 руб. Заработали около 300 000 руб., говорит Алексей.

В 2014 г. сеть Kitchen открыла собственное event-агентство и прекратила сотрудничать с Алексеем и Викторией. Боринова вспоминает, что разрыв стал неприятной неожиданностью: они сильно зависели от Kitchen.

Тогда Виктория связалась с командой, организовывавшей для правительства Москвы фестиваль «Лучший город Земли», и предложил им так называемые кулинарные путешествия. Это мастер-класс, на котором детям давали глобус и рассказывали, как блюда путешествовали по планете и менялись от страны к стране. «Мы просили детей самих найти страну на глобусе и показать нам», – говорит Алексей. Организаторам идея понравилась.

За полтора месяца предприниматели заработали около 1,3 млн руб., говорит Алексей.

Сказки для изобретателей

Еще в 2011 г. знакомый – педагог Анатолий Гин – попросил Серебренникова написать в соавторстве 10 сценариев по мотивам его книги «Сказки-изобреталки от кота Потряскина». Сказки написаны для начальной школы. Когда главные персонажи сталкиваются с трудностями, они просят детей подсказать им, что делать. Правильных ответов может быть несколько, рассказывает Алексей. В книге напечатано только одно решение, и то перевернуто. Чтобы его прочесть, нужно зеркало. К 2013 г. сценарии были написаны.

70%

билетов на семинары, тренинги и прочие деловые мероприятия в 2018 г. реализовали сами организаторы, подсчитали в PwC

Гин предлагает ребенку найти ответы, сыграв в игры. Эти игры основаны на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной советскими инженерами Генрихом Альтшуллером и Рафаэлем Шапиро. Они предложили алгоритм, который помогает изобретателям найти выход из тупика. ТРИЗ описывает 40 приемов для выявления противоречий в разработках и их разрешения. Эту теорию используют инженеры Samsung, Rolls-Royce, Hewlett-Packard и др. Педагоги применяют ее в шуточной форме, например как игру «Хорошо – плохо». Дети называют хорошие и плохие стороны одного и того же явления и так учатся видеть противоречия.

Сценарии Серебренникова и Гина с загадками кота Потряскина и играми для зрителей по ТРИЗ-методике даже выпустили отдельным пособием для учителей, как поставить мини-спектакли с участием учеников.

Зубы дракона

В 2014 г. супруги открыли интерактивный театр, чтобы ставить детские спектакли на 10–30 зрителей по новеллам книжки Гина.

Главные роли исполняют зрители. В спектакле «Тайна золотого руна» их трое: Ясон, Медея и царь Ээт (всего может быть до 30 персонажей). Исполнителей выбирают в начале, в ходе шуточного кастинга. После этого вновь отобранных актеров уводят за кулисы, переодевают в костюмы и предупреждают о поворотах сюжета. На сцене участникам спектакля помогает суфлер. Зрители в зале изображают древнегреческий хор (ими руководит дирижер). Ясон обращается к зрителям и просит совета: например, как посеять зубы дракона, чтобы выросшие из них воины не убили его товарищей? Зрители предлагали закатать зубы в асфальт сразу после посадки или посмотреть, в какую сторону прорастет голова первого воина, и посадить все остальные зубы вверх тормашками, вспоминает Алексей: «В оригинале Ясон отвлекает воинов, бросив камень». Клиенты «Кривляки» платили за представление 18 000 руб. Состоялось три представления.

В 2015 г. Виктория захотела отвезти детей в летний лагерь образовательного проекта для детей и взрослых «Школа мышления», тоже использовавший ТРИЗ в обучении. На семью нужно было купить четыре путевки, а денег было в обрез. Алексей позвонил основателю проекта Игорю Донченко, с которым когда-то вместе участвовал в запуске платформы учебных вебинаров Amvonet, и предложил расплатиться за путевки спектаклями. Необычное применение ТРИЗ в театре показалось Донченко интересным.

За одну неделю летом 2015 г. дали пять спектаклей в «Школе мышления». Первый тест на скептически настроенных взрослых – психологах и педагогах – прошел успешно, говорит Алексей. Тогда же супруги придумали название театра – аббревиатуру слов «Мир, Игры, Развитие, Образование, БEсстрашие, РАдость и СОзидание («Миро Берасо»). Своего помещения у театра не было – все спектакли выездные, у заказчиков.

Как продать билеты

Первых клиентов искали через знакомых и ТРИЗ-сообщества, насчитывающие по несколько сотен человек. Им не надо было объяснять ТРИЗ, говорит Алексей. В основном это были состоятельные родители. Планы были наполеоновские – 10 стационарных залов в Москве, репертуар из семи спектаклей. Но они не реализовались.

Клиенты заказывают в месяц до пяти спектаклей по 22 000–25 000 руб. за представление. На зарплаты актеров и технического специалиста уходит 12 000 руб. за спектакль, еще 1000 руб. – на краски и бумагу. Такая экономика сохранялась примерно три года. Чтобы расширить аудиторию, в 2018 г. «Миро Берасо» попробовали продавать билеты в розницу по 1000 руб. Но нужны были помещения. Донченко взялся помочь с распространением билетов и предоставил площадку – за комиссию в 20%. Чтобы окупить расходы, нужно привлечь 25 зрителей на представление. Это получалось. Но потом Донченко отказался, переключившись на другие проекты.

Менеджеры-актеры

В 2019 г. Серебренников и Боринова решили также ставить спектакли для взрослых, и не просто драматические, а спектакли-тренинги для сотрудников корпоративных заказчиков. Весной 2019 г. они протестировали идею на олимпиаде бизнес-игр и нетворкинга, которую проводит event-агентство «ООООО. Events». Супруги вышли на организаторов и договорились, что расплатятся за билеты для семьи и друзей спектаклем. Представление проходило на открытой площадке. Серебренников вызвал зрителей-добровольцев, сделал с ними упражнения по технике речи, потом сказал: «Представьте, что я режиссер, вы актеры провинциального ТЮЗа и нам нужно поставить новый спектакль для детей». Они отыграли детский спектакль, а потом разобрали, кто где ошибся.

Сейчас предприниматели ищут компании, чтобы написать кейсы под конкретные задачи. Исполнительный директор центра «Идеальные решения» Владимир Бубенцов говорит, что рынок тренингов ТРИЗ невелик. Пик популярности ТРИЗ пришелся на 1980-е гг. В России около 60 специалистов высокого класса, но большинство не практикуют в силу преклонного возраста, говорит Бубенцов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more