Как семья из Ярославля открыла свечной заводик

Они продают восковые свечи от несчастья и безработицы
Татьяна Мазур делает свечи, приносящие удачу /Личный архив / Ведомости

Дядя 32-летней Татьяны Мазур держит небольшую пасеку из 15 ульев. В месяц она производит около 10 кг пчелиного воска. В 2015 г. Татьяна родила ребенка и переехала из Ярославля в Сочи, ее муж Ярослав получил там работу в магазине эзотерических сувениров. Магазинчик торговал оберегами, амулетами и другими предметами, притягивающими везение, богатство, помогающими в работе, любви и проч. Ярослав пытался найти для него новые товары. Чтобы занять себя в чужом городе, супруги сделали несколько свечей из пчелиного воска с дядиной пасеки: расплавили воск на плите, залили его в формы, сплели фитили из хлопковой нити. Свечи с медовым ароматом, выставленные на продажу в магазине в Сочи, понравились посетителям. Самой популярной стала зеленая свеча с добавлением мяты и базилика, обвязанная тесемочкой с надписью «для финансового благополучия», – ее зажигают, чтобы притянуть деньги, рассказывает Татьяна.

В ноябре 2015 г. супруги открыли свечное производство в родном Ярославле. Первые свечи сделали на кухне. Часть продали на ярмарке, часть предложили на реализацию в местные магазины. Помимо воска и хлопка в них добавляли шалфей, базилик, вереск, можжевельник, полынь, василек, листья березы, ромашку и др. Свечи были очень простые, но ароматные, вспоминает Татьяна. Стоят они от 40 до 550 руб. в рознице. В 2019 г. выручка Candle Mint составила примерно 9 млн руб., операционная рентабельность производства – 40%.

В ноябре и декабре 2015 г. выручка свечного заводика составила примерно 8000 руб. Негусто, подумали супруги и начали искать оптовых покупателей. Мазуры звонили в магазины в разных городах России и предлагали свечи, иногда по нескольку раз. Но хозяйственные и интерьерные магазины не спешили брать свечи у никому не известного поставщика из Ярославля, вспоминает Татьяна.

Зато свечи из воска и трав заинтересовали закупщиков магазинов сувениров и эзотерики. Весной 2016 г. предприниматели сделали шесть видов свечей разных форм и цветов по заказу магазина эзотерики (его общая сумма составляла около 30 000 руб.). «В детстве мы любили колядовать, гадать на свечном воске и сохранили интерес к мистике», – рассказывает основательница Candle Mint. Супруги купили формы для свечей, изучили, какие сочетания трав и цветов считаются благоприятными, и сделали свечи для привлечения удачи, стабильности в работе, денежного везения, помощи в судебных тяжбах и любви и др.

В том же 2016 году Татьяна прошла онлайн-курс для начинающих предпринимателей. Его слушатели должны были показать сайт и страницы компании в соцсетях знакомым и попросить поставить им оценки. За сайт Мазур получила двойки, а за профиль в Instagram – тройки. Свечи были сняты на белом фоне и выглядели скучно, вспоминает Татьяна. Она переделала сайт и попросила знакомого фотографа снять свечи на природе: на пеньках и в траве. Новая линейка и сайт помогли получить несколько оптовых заказов на суммы от 30 000 до 250 000 руб., говорит Мазур.

Анастасия Калинина из Химок нашла свечи Candle Mint в соцсетях. Она любит жечь ритуальные свечи для привлечения удачи, но ассортимент крупных магазинов ей не нравился – не устраивал ни цвет, ни состав. На удачу полагается зажигать оранжевые свечи с травами. Подходящие свечи искала долго и решила, что, если такие найдутся, она станет перепродавать их через соцсети тем, кто испытывает такие же сложности. Сначала Калинина закупила несколько свечей для себя и в подарок друзьям, в том числе свечу на быстрый успех, а теперь каждый месяц продает по 250–300 свечей Candle Mint через соцсети. Анастасия верит, что продажи пошли именно после того, как она сама зажгла магическую свечку на быстрый успех.

Магазины эзотерики сделали несколько заказов на 30 000 руб. каждый. В одном заказе примерно 200 толстых или 5000 тонких свечей. Татьяна и Ярослав работали по 20 часов в сутки – с четырех до восьми утра – и из-за жесткого режима не могли вовремя ответить на новые запросы и теряли клиентов, вспоминает Татьяна.

В конце 2016 г. знакомый предложил предпринимателям арендовать помещение под цех в 20 кв. м. Мазуры оплачивали только коммунальные платежи (примерно 6000 руб. в месяц). Они также наняли специалиста для изготовления свечей и начали закупать фитили и воск. Дядина пасека не справляется с нынешними объемами по 100 кг в месяц, говорит Татьяна.

Освободившись от производства, Мазур опять занялась поисками потенциальных оптовых покупателей. Постепенно их число выросло до 28. Компания наняла дополнительных сотрудников и переехала в цех площадью 85 кв. м, арендная плата – примерно 25 000 руб. в месяц. Выручка Candle Mint выросла с 1 млн руб. в 2016 г. до 5 млн в 2018 г.

В 2018 г. Мазуры открыли собственный магазин в Ярославле. Предприниматели хотели, чтобы клиенты могли потрогать свечки руками и понюхать их. По словам Татьяны, магазин окупает расходы на аренду и зарплаты двоих сотрудников. Но значимой прибыли не приносит. Поэтому предприниматели пытаются увеличить число оптовых покупателей и дилеров Candle Mint. Пока дилерами являются три компании: они получают свечи по сниженной цене, но ежемесячно должны делать заказы не менее чем на 250 000 руб.

Александра Селиванова владеет лавкой амулетов в Алма-Ате. Четыре года назад клиенты начали интересоваться травяными свечами, рассказывает Селиванова. Сначала она заказала свечи Candle Mint для своей лавки, но потом начала поставлять их и другим продавцам эзотерических товаров. Сейчас Селиванова сотрудничает с магазинами из 18 городов Казахстана.

В конце 2019 г. свечи Candle Mint начали продаваться на маркетплейсах. Компания-посредник взяла на себя логистику и переговоры с крупнейшими площадками: Wildberries, Beru и Ozon. Пока продажи на интернет-площадках за месяц равняются суммам заказов трех оптовых покупателей, говорит Татьяна.

Сейчас предприниматели чувствуют себя увереннее и хотят производить не только эзотерические, но и обычные свечи для декора свадеб, праздников и интерьеров. В 2020 г. они получили заказ от магазина домашнего текстиля и начали производить толстые свечи, с несколькими фитилями, под его брендом. Планируется существенно увеличить производство таких свечей, говорит Татьяна. Однако рынок светских и церковных свечей в России мал. В 2019 г. он составил примерно 40 млрд руб., но российские производители последние годы вытесняют импортные свечи, говорит Алексей Волостнов, партнер компании «НЭО центр».