Статья опубликована в № 4688 от 02.11.2018 под заголовком: Визитка из прошлого

Как заработать миллионы на древнем типографском станке

И кому нужны визитные карточки под старину
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

«Чем оригинальнее визитка, тем больше шансов, что человек не выбросит ее через пару дней», – говорит 29-летний москвич Александр Елисеев. Типовые визитки ему не нравились своей безликостью, и он загорелся идеей сделать карточки под старину из плотной бумаги с тиснением. Елисеев, работавший дизайнером в рекламном агентстве, часто бывал на профессиональных выставках. Однажды он услышал от коллег, что за рубежом можно купить отремонтированный антикварный печатный станок.

В конце 2013 г. Елисеев нашел в Москве поставщика, который согласился привезти из Великобритании тигельную печатную машину немецкой фирмы Heidelberg 1981 года выпуска. Станок обошелся Елисееву в 500 000 руб. с учетом доставки. Деньги Елисеев одолжил у знакомого предпринимателя. Тогда же он уволился и открыл мастерскую Hardcore Studio. Необычные, хотя и дорогие визитки стали пользоваться спросом. В 2017 г. выручка ООО «Хардкор» составила 21 млн руб., а чистая прибыль – 4,5 млн руб.

Под прессом

Тигельный пресс печатает методом высокой печати, который в современных типографиях почти не используется. Процесс хлопотный и длительный, говорит Елисеев. Сначала нужно изготовить печатную форму – полимерную пленку с выпуклыми буквами, ее приклеивают к неподвижной плите станка. Ролики машины наносят краску на выпуклые элементы печатной формы, а затем пресс прижимает к форме бумагу, и на ней остается рельефный отпечаток. Машина за один проход наносит на материал только один цвет. Если на бумаге надо напечатать элемент другой краской, нужно изготовить еще одну печатную форму и повторить все действия. Елисеев осваивал машину около трех месяцев. Посоветоваться было не с кем – пришлось учиться по видеоинструкциям в интернете и читать профильные американские форумы. Поначалу дело шло медленно: Елисеев печатал 100 визиток 10–11 дней. Печатные формы он заказывал в сторонней компании по 400 руб. за штуку.

Самое дорогое в производстве – бумага. Для печати на тигельном прессе используется плотная хлопковая бумага, которая производится в странах Евросоюза, поясняет Елисеев. Самая ходовая – белая бумага из Франции по 400 руб. за лист. На 100 визиток уходит 2–3 листа. Карточка обычно двухслойная, слои могут быть разных цветов. Особенный изыск – трехслойные карточки с цветным слоем посередине.

Первыми клиентами стали знакомые – художники и архитекторы. Но выручки едва хватало на аренду цеха: предприниматель тогда снимал помещение в 50 кв. м за 35 000 руб. в месяц у м. «Нагорная». Чтобы сводить концы с концами, Елисеев внештатно трудился дизайнером. В начале 2015 г. предприниматель понял, что не справляется, и позвал в компанию друзей детства Никиту Курьянова и Михаила Меня, работавших менеджерами в рекламных агентствах. Они согласились помогать Елисееву в свободное время.

Ночной тираж

Сначала Курьянов и Мень напечатали на старинном станке яркие визитки для себя, чтобы рекламировать студию. Партнеры ходили на выставки и ярмарки, раздавали карточки. Рельефные визитки красного цвета производили впечатление на людей, некоторые делали заказы. Но денег на операционные расходы все равно не хватало, Курьянову и Меню приходилось доплачивать за аренду цеха из зарплат.

Предприниматели обзвонили всех знакомых менеджеров в рекламных и event-агентствах. И осенью 2015 г. появился первый крупный клиент: к Курьянову обратилась продюсер event-агентства Departament Екатерина Цыбулькова по рекомендации коллег. Цыбульковой, занятой подготовкой мероприятия для IT-компании, нужно было за пару дней напечатать 200 приглашений для гостей. Все типографии отказались, а Курьянов согласился, вспоминает она.

Чтобы выпустить тираж, предприниматели работали почти круглосуточно с перерывами на короткий сон прямо в цехе. «Саша приезжал в типографию утром, вставал за станок, а мы с Никитой – вечером после работы», – вспоминает Мень. Цыбулькова стала рекомендовать Hardcore Studio коллегам, и в мастерскую начали обращаться и другие большие агентства.

К концу осени Hardcore Studio наконец-то вышла в прибыль, Курьянов и Мень поняли, что могут заработать на жизнь визитками и приглашениями, и уволились из рекламных агентств. По данным СПАРК, в 2015 г. выручка «Хардкора» составила 3,5 млн руб., чистая прибыль – 978 000 руб.

Придать ускорение

«Заказов стало так много, что я практически не отходил от станка», – вспоминает Елисеев. И в 2016 г. предприниматели наняли дизайнера для разработки эскизов и двух печатников на зарплаты примерно в 50 000 руб. в месяц. А весной Hardcore Studio переехала в просторный цех площадью 100 кв. м за 80 000 руб. в месяц у м. «Таганская».

На выполнение заказа по-прежнему требовалось около недели, а крупные заказчики часто просили выпустить тираж в короткие сроки. Процесс затягивался из-за того, что на изготовление каждой печатной формы у подрядчика уходило по два дня. «Иногда в спешке мы не замечали опечатку в тексте и снова заказывали новую печатную форму у подрядчика», – вспоминает Курьянов.

Надо было самостоятельно изготавливать печатные формы. Через знакомых Курьянов узнал, что машину для вывода печатных форм продает одна из московских типографий за 70 000 руб. Предприниматели купили ее, а в результате сроки печати сократились до двух дней, утверждает Курьянов.

В Москве работает шесть мастерских с раритетными станками, обычно типографии печатают заказ за 7–10 дней, говорит Елисеев. Например, мастерская высокой печати «Демоны печати» изготавливает комплект визитных карточек за 7–12 рабочих дней, рассказывает совладелец мастерской Сергей Бесов.

Оптимизация процесса позволила Hardcore Studio получить новых крупных клиентов и увеличить выручку. В 2016 г. оборот мастерской составил уже около 14 млн руб., говорит Курьянов.

Одобрено врачами

Типография высокой печати больше похожа на ателье по пошиву одежды, считает Бесов. Мастерские изготавливают визитки, открытки и приглашения по индивидуальным макетам, большинство операций выполняются вручную, поясняет он.

В Hardcore Studio минимальная стоимость 100 визиток – 4100 руб. Чем больше цветов и чем сложнее эскиз, тем выше цена. Клиенты мастерской заказывают визитки в среднем на 16 000 руб. Для сравнения: напечатать 100 визиток офсетным методом на обычной мелованной бумаге стоит от 300 руб.

По словам Бесова, клиентура типографий высокой печати очень узкая, обычно это обеспеченные предприниматели и основатели стартапов. Визитки также заказывают стоматологи, врачи, юристы, дизайнеры и топ-менеджеры, чтобы производить впечатление на партнеров и клиентов, говорит Курьянов.

Руководитель проектов сервиса вызова врачей Doc+ Ангелина Третьякова в 2016 г. обратилась в Hardcore Studio по совету друзей. Она заказала несколько комплектов трехслойных бело-красных визиток для топ-менеджеров. «На наши визитки обращают внимание даже иностранные партнеры», – рассказывает Третьякова.

С божьей помощью

В 2017 г. в Hardcore Studio пришел клиент, попросивший напечатать один экземпляр Ветхого Завета. Он хотел, чтобы древняя книга была издана именно старинным методом высокой печати на листах формата 50 x 30 см. Он был готов заплатить около 300 000 руб., вспоминает Курьянов. Однако в студии не было подходящей типографской машины для печати на листах широкого формата. Но представился удобный случай: мастерская «Демоны печати» как раз в этот момент продавала подходящий немецкий станок 1970-х гг. примерно за 300 000 руб., говорит Курьянов. «Я попросил предоплату, чтобы купить аппарат», – рассказывает Курьянов. Клиент дал аванс в 60% стоимости книги. Бесов тоже помнит эту историю.

Заработать на Ветхом Завете не удалось – книгу печатали около месяца, много денег ушло на итальянскую бумагу и подготовку печатных форм. Зато Hardcore Studio обзавелась типографским станком для изготовления приглашений и афиш нестандартного формата. В 2017 г. выручка мастерской составила 21 млн руб. (в 1,5 раза больше, чем в в 2016 г.), чистая прибыль – 4,5 млн руб.

Визитки на экспорт

Сейчас типографский станок Hardcore Studio загружен работой по 8 часов в день, но Курьянов хочет, чтобы машина работала круглосуточно. «В месяц мы тратим около 100 000 руб. на контекстную рекламу в поисковых системах», – говорит Мень.

У мастерской уже есть опыт работы на экспорт. В 2016 г. Мень зарегистрировал аккаунт мастерской на etsy.com. Через сервис стали заказывать визитки пользователи из США: клиент высылал по электронной почте эскиз, студия печатала карточки и отправляла заказчику. «Печать сотни визиток на старинном станке в Нью-Йорке стоит $300, а мы выполняли заказ за $150, включая доставку. Из-за падения рубля печатать визитки для иностранцев стало вдвое выгоднее», – рассказывает Мень. Тогда Hardcore Studio получала по 2–3 заказа из США в месяц. В 2017 г., когда не стало отбоя от российских клиентов, партнеры временно прекратили работу на экспорт, но хотят возобновить ее в ближайшее время.

Помешать планам может снижение спроса на традиционные бумажные визитки. Крупным компаниям дешевле и удобнее использовать мобильные приложения для деловых знакомств, говорит Майкл Карлов, сооснователь сервиса DropEx для обмена электронными визитками. «Сейчас у опытного менеджера более 500 рабочих контактов, каждую неделю он знакомится еще с 50 людьми, никаких визиток не хватит», – утверждает Карлов. А электронные сервисы позволяют за один раз раздавать тысячи виртуальных карточек. Карлов уверяет, что в России сервисом DropEx пользуется уже около 50 компаний. Курьянов новые сервисы конкурентами не считает. «Наши клиенты – собственники бизнеса и управленцы. Они проводят несколько встреч в неделю на высоком уровне. Они хотят, чтобы их визитка не затерялась в куче других карточек», – говорит Курьянов.-

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more