Куда идет работать армия сотрудников закрытых ресторанов и магазинов

И чем им помогают новые программы партнерского трудоустройства
Варвара Гранкова для Ведомостей

После ввода режима самоизоляции сеть «Спортмастер» была вынуждена временно закрыть 314 из 434 магазинов. В сети тогда работало около 14 000 сотрудников, рассказал управляющий делами «Спортмастера» Сергей Агибалов. Часть сотрудников была переведена в распределительные и колл-центры, чтобы заниматься интернет-заказами. Остальным же компания предложила либо оставаться в простое с сохранением фиксированной части оплаты, либо временно устроиться в другие розничные сети, в Wildberries и «Почту России». «Спортмастер» оформлял сотруднику отпуск за свой счет, а новый работодатель – договор совместительства, объясняет Агибалов. Сотрудникам, согласившимся на переход, «Спортмастер» пообещал платить по 5000 руб. в месяц за то, что они остаются в компании. Сеть уже трудоустроила 1600 сотрудников, говорит Агибалов. 

Таких примеров, как «Спортмастер», сегодня немало. С 30 марта в Москве были закрыты кафе и рестораны, непродовольственные магазины, парикмахерские, фитнес-клубы и салоны красоты. С 30 марта по 21 апреля о простое в московский центр занятости населения «Моя работа» заявило 108 организаций (в основном фитнес-клубы, кафе, рестораны, организаторы мероприятий и салоны красоты). По их информации, в простое находится 23 307 работников, сообщил представитель департамента труда и соцзащиты Москвы.

В простой могут быть направлены только сотрудники или подразделения организаций, которые продолжают работать в нерабочие дни, напоминает представитель Минтруда. По данным портала «Работа в России», таковых насчитывается 0,6% общего числа работающих, т. е. около 426 000 человек. Это немало.

Компании и раньше оказывали помощь в трудоустройстве оставшимся без места работникам. Такие программы помощи назывались аутплейсментом. В основном работодатели запускали их при массовых сокращениях персонала. Так они страховали себя от судебных исков от уволенных и подмоченной репутации на рынке труда. 

Нынешний аутплейсмент совершенно другой.

Новая волна аутплейсмента

В отличие от прошлых лет сейчас компании ищут временную работу для тех, кого не хочется увольнять и кого хотели бы принять обратно, когда власти разрешат возобновить деятельность. Они договариваются с компаниями-партнерами, которые продолжают нанимать персонал, – в основном с продовольственными сетями, крупными интернет-магазинами и сервисами доставки. Практически все опрошенные «Ведомостями» работодатели обещают вернуть сотрудников обратно, как только власти снимут запрет.

«Никакого специального партнерского договора мы не заключали, просто хотим помочь сотрудникам, которым «Шоколадница» не сможет обеспечить привычное количество рабочих часов в месяц», – говорит Надежда Устинова, директор по персоналу сети «Шоколадница».

Устинова рассказала, что «Магнит» и другие партнеры стараются оформлять сотрудников «Шоколадницы» по срочным трудовым договорам. Если кандидат не готов прерывать стаж на основном месте работы, с ним заключается срочный трудовой договор по совместительству до 30 апреля. 

В случае продления режима самоизоляции его пролонгируют или переведут сотрудника на постоянную работу, говорит представитель «Дикси».

Договоры совместительства имеют ограничения: если сотрудник не оформит на основном месте работы отпуск за свой счет, он не сможет работать в новой компании более четырех часов в день, напоминает Ксения Михайличенко, адвокат, руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры». Сама она рекомендует работникам регистрироваться как самозанятые и заключать с новой компанией договор на оказание услуг.

Итак, персонал закрытых заведений берут на работу сети «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит», Wildberries, Ozon, «Сбермаркет» и др. «Ведомости» выясняли, насколько эффективны программы партнерского трудоустройства и решают ли они проблему безработицы в пострадавших из-за эпидемии отраслях.

Сколько вакансий

Но способны ли партнерские программы позаботиться о судьбе всех оставшихся без дела? По данным HeadHunter, в апреле наибольшее количество открытых вакансий на портале было от продовольственных сетей и телекоммуникационных компаний. На три крупнейшие розничные сети в совокупности приходилось 27 000 объявлений. В общепите и других пострадавших отраслях без работы осталось гораздо больше людей.

Партнерами KFC по программе временного трудоустройства сотрудников стало более 20 компаний. Из 30 000 сотрудников KFC на временную работу к ним перешло 1000 специалистов. Примерно 88% трудятся в основном работниками торгового зала, продавцами, кассирами, поварами, сборщиками заказов, пешими курьерами, водителями-курьерами, кладовщиками, операторами-фасовщиками и др. А 8% работают на производствах. Сейчас несколько кандидатов из KFC проходят медосмотр, чтобы устроиться операторами производственных линий на фабриках Unilever в Тульской области, рассказал представитель Unilever.

Ритейлеры идут на контакт, но реально устроить на работу удается немногих, говорит Сергей Миронов, основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «Рестконсалт». 

«Магнит» сможет трудоустроить на время кризисной ситуации 2650 сотрудников Burger King и KFC в 20 городах России и от 300 до 1000 работников «Шоколадницы» в Москве, говорил представитель розничной сети «Ведомостям» в марте. Тогда же Wildberries запустила проект «Всемработа», через него временную работу нашло 5400 специалистов (в основном в Wildberries). 

«Мы принимаем на рассмотрение заявки от служб персонала всех компаний и стараемся трудоустроить максимальное количество людей», – говорит представитель «Дикси». На данный момент трудоустроено около 500 человек в магазины «Дикси», «Виктория», «Мегамарт», «Квартал» и «Дешево». Еще около 3600 заявок находится в работе у специалистов по подбору персонала, рассказывает представитель ритейлера. Заявки принимают от 20 компаний, помимо ресторанов в список входят аэропорт «Шереметьево», автодилеры Kia, «Рольф», «Автогермес», а также торговые сети «Дочки-сыночки», «Твое», «Кораблик», компании Ralf Ringer, Melon Fashion Group.

В сети гипермаркетов «О’кей» сейчас сформирован кадровый резерв из 400 сотрудников компаний-партнеров, 80 из них сотрудники кафе и ресторанов KFC, «Бургер кинг», «Теремок» и «Росинтер ресторантс». Принято на работу значительно меньше. Временно трудоустроено около 50 сотрудников, в основном на позиции работников торгового зала, кассового узла и собственного производства, рассказал представитель «O’кей» (всего в сети 178 магазинов).

«Глобус» ведет переговоры об условиях с KFC, «Спортмастером», сетью ресторанов «Грабли», «Дочками-сыночками», «Читай-городом». Их сотрудники могут устроиться в ритейлер по совмещению и вернуться на прежнее место работы после окончания режима самоизоляции. Сотрудников набирают на позиции комплектовщика заказов в интернет-магазине. Пока именно нанятых сотрудников немного, признается представитель «Глобуса». «Время занимает проведение всех этапов собеседований и получение медицинской книжки для тех, у кого ее нет, а для работы в наших гипермаркетах это обязательное требование», – говорит он. 

На общих основаниях

В сетевых компаниях высокие стандарты обслуживания и кандидаты оттуда приходят с хорошими навыками и производительностью, рассказывает представитель сети «О’кей». Ритейлер сначала проводит собеседования с сотрудниками компаний-партнеров и только потом с теми, кто обращается на общих основаниях (по условиям приема отличий нет), поясняет представитель. 

Однако большинство опрошенных «Ведомостями» компаний говорят, что принимают сотрудников из предприятий общепита и непродовольственной розницы на общих основаниях. 

С середины марта «Сбермаркет» увеличил команду экспертов по закупкам и курьеров более чем в 3 раза с 1200 более чем до 4000 человек, говорит представитель «Сбермаркета». Площадка сотрудничает или ведет переговоры с 15 предприятиями питания, ритейла и автосервиса: «Спортмастером», «Снежной королевой», Eleganzza/gretta и др. Их сотрудникам предлагают должности экспертов по закупкам и водителей-курьеров на тех же условиях, что и самостоятельным кандидатам.

Онлайн-ритейлер Ozon сотрудничает с «Росинтером» и KFC, Melon Fashion Group, «Спортмастером», аэропортом «Шереметьево», а также предприятиями малого и среднего бизнеса. Ozon предлагает им примерно 1000 рабочих мест в логистических хабах и службе доставки в Центральном федеральном округе, говорит Мария Заикина, заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon. Однако процедура найма новых сотрудников осталась прежней, как и условия оплаты. Например, доход курьера зависит от количества доставленных заказов, сотрудника фулфилмент-фабрики – от отработанных смен и нормативов производительности, поясняет она.

В ресторанном бизнесе доход официанта складывается из почасовой ставки, премий и чаевых. В продовольственном ритейле структура зарплат для сотрудников торговых залов обычно другая: 90% или даже 100% составляют фиксированные выплаты. Доход сотрудников в ресторанной сфере выше, но фиксированная часть обычно существенно ниже и составляет около 50% дохода, рассказывает Устинова.

Всех сотрудников, которые хотят получить работу в Wildberries, трудоустраивают на общих основаниях. При этом внутри Wildberries сотрудников попросили помогать новым коллегам, чтобы процесс адаптации на новом рабочем месте прошел комфортнее, говорит представитель площадки.

А у «Ростелекома» партнерских программ с ритейлерами или рестораторами нет – потому что на технические позиции нужны люди с соответствующим образованием (в общепите их вряд ли найдется много). А позиции, не требующие технического образования, компания закрывает собственными силами, путем перевода сотрудников из менее загруженных подразделений, сообщил представитель компании. 

На время или навсегда

Некоторые ритейлеры говорят, что им нужны люди не на временную, а на постоянную работу. Официальных договоренностей о приеме на работу сотрудников, ранее работавших в общепите, у X5 Retail Group нет, сообщил представитель группы. Компания нанимает персонал в рабочем режиме для всех подразделений и торговых сетей – «Пятерочки», «Перекрестка» и экспресс-доставки из их магазинов, «Карусели», онлайн-супермаркета Perekrestok.ru, транспортного подразделения и т. д. За март X5 Retail Group приняла несколько тысяч новых сотрудников – большинство на постоянные ставки. Компания заинтересована и в дальнейшем увеличении штата, в том числе чтобы развивать онлайн-сервисы, пояснил представитель.

«Азбука вкуса» уже несколько недель активно занимается набором персонала на центральный склад, а также в службу логистики из-за острой нехватки кадров, говорит Елена Цуканова, вице-президент по персоналу компании. У ритейлера пока нет партнерских программ по трудоустройству чужих сотрудников, и вакансии закрывали штатными сотрудниками с соответствующим опытом. Не все работники ресторанного бизнеса были готовы переходить в розничную торговлю, так как условия труда и характер работы отличаются, говорит Цуканова. 

До сих пор «Азбука вкуса» старалась подбирать сотрудников сразу в штат, тем более что на рынке было достаточно кандидатов, заинтересованных в долгосрочной работе, отмечает Цуканова. Но она не исключает, что сеть в дальнейшем станет привлекать временный персонал, и рассматривает возможность сотрудничества с сетями общепита. 

Однако для многих сотрудников общепита новые места тоже могут оказаться не временными, а постоянными. Вернуть своих сотрудников смогут не все рестораторы. Смертность в общепите может составить до 90%, предупреждает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.