Как топ-менеджеры российских компаний затягивают пояса

И считают ли они сокращение своих окладов и премий справедливым
Варвара Гранкова для Ведомостей
Варвара Гранкова для Ведомостей

На 8 мая чуть ли не каждая вторая компания урезала топ-менеджерам либо оклады, либо премии, либо и то и другое одновременно, следует из данных опроса 200 менеджеров по персоналу и топ-менеджеров, проведенного по просьбе «Ведомостей» исследовательской службой портала HeadHunter.

Оказалось, что в основном топ-менеджеры затягивают пояса не по своей воле. 82% представителей работодателей сообщили, что инициатива исходила от советов директоров, 27% – что от самих топ-менеджеров (в ряде случаев желания совета директоров и руководства компаний совпали). По данным опроса самих руководителей, около 70% респондентов сказали, что их зарплаты были снижены по решению совета директоров, а 19% – что снижение зарплаты было их личным решением.

По мнению Александра Шевчука, исполнительного директора Ассоциации профессиональных инвесторов, топ-менеджмент понимает, что, если ситуация не выправится, через некоторое время придется сокращать зарплаты сотрудников. И лучше показать, что все в компании гребут в одной лодке: сегодня топ-менеджмент урезал свое жалованье на 30%, а завтра рядовым сотрудникам придется смириться с сокращением окладов на 10%.

Заявления о снижении вознаграждений топ-менеджменту начались в апреле. В основном – в отраслях, больше всего пострадавших от ограничений, принятых для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

Руководство лоукостера «Победа» (крупнейшая «дочка» «Аэрофлота») после приостановки полетов в марте приняло решение полностью отказаться от апрельской зарплаты. В апреле в «Победе» бесплатно работали 18 топ-менеджеров, включая гендиректора компании Андрея Калмыкова.

С 13 апреля все высшее руководство компании «Алроса» перешло на четырехдневную рабочую неделю с соответствующим сокращением заработной платы, согласно официальному сообщению компании. Эти меры затронули почти весь аппарат управления штаб-квартиры в г. Мирном и в Москве. С той же недели на режим неполного рабочего времени были переведены и аппараты управления всех структурных подразделений. Производство и торговля в мировой алмазно-бриллиантовой отрасли практически остановились и сложно прогнозировать сроки восстановления, говорил тогда гендиректор «Алросы» Сергей Иванов.

Примерно через неделю «Аэрофлот» сообщил, что урежет на 40% зарплаты топ-менеджменту. В правление «Аэрофлота» входят девять человек – генеральный директор Виталий Савельев и восемь его заместителей.

Российские авиакомпании в конце марта из-за пандемии были вынуждены прекратить полеты за рубеж и в разы сократить количество внутренних рейсов. По данным «Росавиации», пассажиропоток «Аэрофлота» в апреле упал в 20 раз по сравнению с апрелем 2019 г.

Вслед за авиацией свою деятельность практически приостановили и аэропорты. В конце апреля стало известно, что аэропорт «Шереметьево» из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, сократил зарплаты руководству более чем на 60%, топ-менеджмент принял такое решение добровольно, говорилось в сообщении аэропорта.

Руководители компаний из отраслей, которые не входят в число наиболее пострадавших, тоже пошли на самоограничения. Например, топ-менеджеры «Яндекса» отказались от денежных премий и приняли добровольное решение сократить свои зарплаты до конца года, заявил на звонке с инвесторами операционный директор компании Грег Абовский. Это часть мер, которые компания принимает в связи с кризисом в экономике из-за эпидемии коронавируса. «Яндекс» не раскрывает, насколько именно сокращены зарплаты топ-менеджеров.

Оклады или премии

Судя по данным опроса HeadHunter, в первую очередь сокращению подверглись премии начальников. 52% респондентов-работодателей (прежде выплачивавших топ-менеджменту премии и бонусы) пересмотрели систему премирования. Хотя полностью отменили премии в последний месяц лишь 16% респондентов.

Оклады тоже пострадали. 44% работодателей сообщили о снижении окладов топ-менеджмента за последний месяц. При этом в двух третях случаев речь шла о существенном снижении – более чем на 20%.

Сами руководители говорят примерно то же самое. У 66% опрошенных топ-менеджеров были снижены премии и бонусы за последний месяц, а у 45% – оклад.

У группы Pro-Vision, занимающейся маркетинговыми коммуникациями, были клиенты из отраслей, наиболее пострадавших от ограничений, введенных для борьбы с распространением COVID-19. Многие сократили бюджеты на продвижение, рассказывает Владимир Виноградов, президент Pro-Vision. Чтобы сохранить команду, топ-менеджеры Pro-Vision – от генерального директора до глав департаментов – отказались от бонусов по итогам работы в 2019 г. Деньги пошли на выплату зарплаты сотрудникам, говорит Виноградов. В агентстве 75 сотрудников, из них 20 топ-менеджеров.

Запретная территория

По просьбе «Ведомостей» исследователи HeadHunter спросили руководителей, считают ли они справедливым, что их зарплаты были снижены по решению совета директоров или учредителей.

Оказалось, что точка зрения зависит от вида вознаграждения – оклад это или премия. Сокращение или отмену премий сочли справедливыми 66% руководителей. И только 16% были категорически против такого решения.

А вот сокращение окладов опрошенные считают несправедливостью, против него высказались 53% топ-менеджеров. Тем более что нагрузка на них, по их мнению, в кризис выросла. Многие руководители компаний рассказывали ранее «Ведомостям», что работать сейчас приходится гораздо больше, чем до кризиса.

Топ-менеджеры хорошо знают, что бонусы отражают финансовые результаты компании, и, поскольку высокие результаты в этом году не ожидаются, они считают естественным сокращение или отмену бонусов, говорит Григорий Финкельштейн, партнер компании «Экопси консалтинг». Но снижение оклада топ-менеджеры считают не нормой, а жертвой с их стороны, полагая, что сложившаяся экономическая ситуация не должна влиять на заранее оговоренные условия сотрудничества с компанией, продолжает Финкельштейн.

Святослав Бирюлин, генеральный директор компании Sapiens Consulting, отмечает, что в кризис значимость топ-менеджеров, их вовлеченность и мотивация важны куда больше, чем в мирное время, поэтому демотивировать их снижением окладов опасно. И если к урезанию бонусов топ-менеджеры относятся спокойнее, то оклад считается запретной территорией. Снижение окладов часто воспринимается как нарушение первоначальных договоренностей, несправедливость со стороны собственников, говорит Бирюлин.