Как развивать свой бизнес, не жертвуя здоровьем и личной жизнью

И зачем предпринимателям нужна практика осознанности
Варвара Гранкова

Исследование Калифорнийского университета в Сан-Франциско показало, что у бизнесменов риск психических заболеваний выше среднего, среди стартаперов распространены тревожность, неуверенность в себе, депрессия и одиночество. Но можно ли работать со своим стрессом таким образом, чтобы он не приводил к хроническим проблемам?

Мы провели эксперимент – первую в своем роде программу развития самосознания среди участников последнего набора стартап-акселератора delta v в Школе менеджмента Слоуна при MIT. Цель была научить предпринимателей не жертвовать своим личным благополучием ради работы. В программе приняли участие 84 предпринимателя и члены их команд.

Мы предположили, что, поняв свое внутреннее устройство – чувства, мысли и физические и эмоциональные реакции, предприниматели сами выработают тактику борьбы с повседневным стрессом. Участники познакомились с простым методом рефлексии.

1. Обнаружить: сконцентрироваться на своих мыслях, чувствах и ощущениях в настоящий момент.

2. Назвать: дать каждому выделенному чувству простое название. Например: «Меня раздражает соучредитель».

3. Заинтересоваться: не критикуя себя, задуматься о поведенческих сценариях, которые вырабатываются со временем. Например: «Я постоянно злюсь на соучредителя. В чем дело? Может быть, я жду от него чего-то и не получаю ожидаемого?»

4. Сделать выбор: принять решение на основе ощущений (например, не продолжать злиться впустую, а обсудить проблему с ментором и поговорить о проблемах с соучредителем).

По сути, это расширенный вариант практики осознанности, которую Джон Кабат-Зинн описал как целенаправленное, непредвзятое внимание к настоящему моменту. Доказано, что она снижает стресс и тревожность, помогает регулировать эмоции и обладает множеством других достоинств. Мы научили участников этой технике, а также коротким приемам, которые легко интегрируются в повседневную жизнь. Кроме того, предприниматели проводили небольшие групповые сессии с коллегами и обсуждали свои основные проблемы. На этих встречах в конфиденциальной обстановке они могли выпустить пар, получить обратную связь и расставить все по местам. Встречи были обязательными, а все остальные занятия – факультативными.

Чтобы понять, как методика повлияла на участников, мы опросили их до и после программы delta v. В опросах участвовало 60 человек, и результат оказался убедительным.

К концу программы 88% участников независимо друг от друга начали регулярно применять практики осознанности и медитировать каждую неделю. До программы 65% из них не медитировали ни разу, и только 21% занимались этим регулярно. Мы ничего не требовали, а просто показали исследования о пользе практики и объяснили, как вписать ее в плотное расписание, – и участники эксперимента решили, что это стоит их времени и к практике не нужно относиться как к очередной рутинной задаче из списка дел. В то время как некоторые сделали медитацию основной практикой осознанности, другие, например, решили использовать другую методику во время утренней поездки на метро: несколько минут (пока едут от одной станции метро до следующей) они обращают внимание на все, что видят, слышат и чувствуют, дают названия этим чувствам и возвращаются к наблюдению.

Мы также выяснили, что практики действительно помогли участникам изменить свое поведение. После программы 53% участников стали чаще использовать специальные техники, чтобы справляться со стрессом, а 40% научились лучше понимать свои эмоции. Они регулярно и целенаправленно меняли свои привычные реакции на стрессовые ситуации.

Наконец, обсуждая свои проблемы на групповых встречах, участники программы стали лучше себя понимать. «Я научился делиться своими внутренними проблемами, – сказал один предприниматель. – Услышав мнения и истории моих коллег, я и сам смог подойти к сложным вопросам с большей уверенностью».

Самосознание – не волшебная таблетка. Оно не помогло предпринимателям раз и навсегда избавиться от стресса. Но в отличие от участников delta v из предыдущих наборов перед презентацией проекта широкой публике они предпочитали спать, а не работать всю ночь.

Вся культура delta v изменилась. Раньше предприниматели жертвовали всем ради своих стартапов, а теперь не только начали обращать внимание на свое самочувствие, но и стали чаще помогать другим и принимать помощь. Они доказали, что не обязательно быть издерганным и жить в постоянном стрессе, чтобы показать свою преданность делу.

Окажутся ли стартаперы из этого выпуска успешнее, чем выпускники прошлых лет, пока не известно. Но мы уверены, что новые инструменты помогут им сейчас и в долгосрочной перспективе. Осознанность – это не состояние, а привычка, которую нужно постоянно практиковать.

Мы уверены: если предприниматели займутся развитием самосознания, пользу получат не только основатели, но и сотрудники, акционеры и клиенты, и в результате бизнес в целом станет здоровее – и успешнее.

Об авторах: Триш Коттер – исполнительный директор Центра предпринимательства MIT; Кэтлин Стетсон – создатель программы предпринимательской уверенности и коммуникаций, реализуемой в акселераторе delta v Школы менеджмента Слоуна при MIT

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь